ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Теленкова Светлана Александровна, учитель английского языка, МБОУ «Гуманитарная гимназия № 8», г. Северодвинск Организация учебного исследования – одно из приоритетных направлений работы любой современной школы. Основная цель такой работы заключается в том, чтобы создать условия для обучающихся к самостоятельной деятельности, привития им интереса к работе с различными источниками информации. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса. Главные задачи организации исследовательской работы школьников: · активизировать познавательные интересы обучающихся, развить инициативы учащихся в процессе обучения; · развить у школьников представления о межпредметных связях; · создать предпосылки для развития научного мышления, творческого подхода и собственной деятельности; · помочь школьникам с профессиональной ориентацией и социально-профессиональным самоопределением; · воспитать у обучающихся стремление к самостоятельному приобретению знаний и в целом – к самообразованию. В организации исследовательской деятельности обучающихся выделяют следующие направления: ü Исследовательская работа, выполняемая школьниками в учебном процессе. ü Организационно-массовые мероприятия. ü Исследовательская работа во внеурочное время, которая отличается от исследовательской работы в учебном процессе тем, что связана с решением творческих исследовательских задач и предполагает наличие основных этапов, характерных для научной работы. Основные этапы исследования: 1. Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющейся литературы. 2. Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции. Выдвижение гипотез. 3. Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор методов и методик. 4. Сбор данных. 5. Оценка результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной концепции. 6. Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы. 7. Публичное выступление. Материалы по организации исследовательской деятельности школьников, публикуемые в педагогической и методической литературе, опыт работы коллег помогли мне определить то, что исследовательская деятельность возможна и вполне осуществима через внеурочную деятельность, которая существенным образом отличается от исследовательской работы, проводимой во время урока. Подготовка исследовательской работы часто понимается узко: как написание научной работы. В то же время применение этого метода во внеурочной деятельности позволяет развивать практическое и творческое мышление, формировать навыки работы с научной, научно-популярной литературой. Индивидуальные исследовательские работы, как правило, долгосрочны. Организация исследовательской деятельности по английскому языку проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. Из своего опыта работы могу отметить, что, занимаясь с обучающимися исследовательской деятельностью, я учу их работать с научной литературой, проводить наблюдения, обобщать свой опыт и опыт разных авторов, работать со справочной литературой. Важным моментом в организации исследовательской деятельности школьников во внеурочное время является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя, что способствует дальнейшему продвижению учащихся в их учебно-познавательной деятельности. Работа над исследованием и дальнейшее представление работы на научно-практических конференциях помогают развить у обучающихся коммуникативную компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию. Подготовка исследовательской работы обучающимися во внеурочное время повышает интерес к изучению предмета, развивает творческие способности детей, их нравственные качества, активизирует познавательные интересы. Ежегодно в апреле в нашей гимназии проводится научно-практическая конференция. Традиционно обучающиеся с работами по английскому языку выступают в секции «Лингвострановедение» во время которой, они представляют свои рефераты, исследовательские работы, проекты. Также, была выделена секция презентаций, где обучающиеся могли представить свои работы на русском и английском языках. В научном обществе дети могут выступить не только в роли выступающих, но и в роли оценивающих в качестве членов жюри. Обучающимся и руководителям работ, победившим на школьной конференции, рекомендуется отправить работы на муниципальные конференции. Так же ребятам предлагается выступать со своими работами на классных часах, которые еженедельно проводятся в гимназии по пятницам. В результате выполненной работы обучающиеся ещё раз убеждаются в том, что получаемые знания необходимы и могут быть использованы в реальной жизни для решения важных практических задач. У них формируются представления о существовании тесной связи между различными предметами, преподаваемыми в школе. Обучающиеся приобретают опыт работы с различными источниками информации, навыки написания работ и самостоятельной подготовки докладов, отчётов, коммуникативные умения.