Терехова Юлия Анатольевна, учитель, ГБОУ ТРОЦ «Солнышко, г. Москва, г. Троицк
«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».
Джон Дьюи
Век высоких компьютерных технологий – так можно сказать о двадцать первом веке. Современный ученик живёт в мире электронной культуры. В связи с этим меняется роль учителя в информационной культуре. Он становится координатором информации. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с учащимися. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Использование информационно-коммуникативные технологий на уроках предметно-практической направленности: ¾ усиливает положительную мотивацию обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся; ¾ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; ¾ обеспечивают наглядность; ¾ увеличивает объем выполняемой работы на уроке; ¾ обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию обучения; ¾ расширяет возможность для самостоятельной деятельности обучающихся; ¾ обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. ИКТ можно использовать как: - средство обучения (индивидуальное и фронтальное); - средство организации контроля усвоения учебного материала; Так, например, интерактивную доску можно использовать на каждом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении и повторении. Электронные ресурсы: презентации Microsoft Power Point,интернет ресурсы (библиотека МЭШ и т.п.) позволяют наглядно представлять материал, интенсифицировать процесс объяснения нового материала; регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации; Использованием ИКТ актуально и на уроках предметно-практической направленности. Ученики имеют возможность повторить теоретический материал, используя качественный иллюстративный материал, в виде тестов, приложений, аудио и видеофайлов. Яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации – один из способов мотивации к учению. Одно из средств внедрения ИКТ– использование интерактивной доски. Можно перечислить следующие преимущества работы с интерактивными досками для учителя: 1. наглядное объяснение нового материала; 2. оформление записи поверх любых открытых приложений; 3. сохранение и печать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время урока; 4.обмен материалами с другими учителями; 5.стимул профессионального роста. Однако при работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности: 1.возникновение технических проблем; 2.ограничения по времени работы с интерактивной доской на уроке согласно санитарным нормам. Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества на уроках предметно-практической направленности. Способы использования интерактивной доски: ¾ записи поверх выводимых на экран изображений; ¾ использование групповых форм работы; ¾ совместная работа над таблицами или изображениями; ¾ управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску) ¾ использование интерактивной доски с возможностью сохранить и распечатать результат; ¾ изменение текста на экране, используя виртуальную клавиатуру; ¾ изменение изображений на экране, использование пометок; ¾ сохранение на компьютере пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшего использования на других уроках; ¾ сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику; ¾ демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса; ¾ демонстрация видеороликов, фильмов; ¾ создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши; ¾ создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.; ¾ возможность делать записи электронными чернилами; ¾ просматривать видеофрагменты, прослушивать аудиозаписи; ¾ редактировать объекты и действия. Использование интернет-ресурсов для подготовки к урокам предметно-практической направленности позволяет: 1.расширить виды учебной деятельности учащихся; 2.оперативно обменяться информацией в профессиональных сообществах; 3. профессионально расти педагогу; 4.раскрыть творческие возможности учителя по подбору и использованию дидактического материала; 5. использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся. Использование возможностей современных информационных технологий соответствует триединой дидактической цели урока: ¾ образовательная – восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения; ¾ развивающая – развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности; ¾ воспитательная – формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувство товарищества, способности к взаимопомощи. Опыт использования ИКТ на уроках показывает: 1. повышение уровня учебной мотивации; 2. увеличение объёма использования наглядности; 3. увеличение качества учебно-воспитательного процесса; 4. изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса; 5. рост качества знаний у учащихся. Уроки предметно-практической направленности с использованием ИКТ стали привычными для меня и учащихся моих классов. Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им умело надо владеть и использовать на своих предметных уроках. Учитель всегда должен помнить, что ИКТ – это не цель, а лишь средство обучения, которое должно применяться только там, где оно действительно необходимо. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности. Нужно помнить, что чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Нельзя уповать только на ИКТ и не превращать их в единственный источник знаний об окружающем мире, заменяющий ребёнку книги, игрушки, а главное - живое общение. Использование ИКТ на уроках предметно-практической направленности — это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний. Список используемой литературы 1. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. Пед. технологии. - 2004. - №2.- с.32-37. 2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 192 с. 3. Кручинина Г.А. Новые информационные технологии в учебном процессе. Нижний Новгород, 2000. - 265 с. 4. Мартиросян Л.П. Требования к структуре, содержанию учебного материала и организации учебной деятельности с использованием информационных технологий на уроках математики // Ученые записки ИИО РАО. 2003. - Вып. 12. - 107-115 с. 5. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 2008. - 192 с. 6. Никонова Н.В. Методические подходы в обучении математике учащихся с применением информационных технологий // Проблемы информатизации образования: региональный аспект: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2006. – С. 78-82.