РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПУТЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Иванова Полина Васильевна, учитель начальных классов, Кюндядинская СОШ, с.Кюндядя, Нюрбинский район, РС (Я) Выбранная мною тема - «Развитие творческих способностей учащихся путем исследовательских работ». Целью данной работы являетсявключение учащихся младшего школьного возраста в самостоятельное решение учебных задач и помощь в обретении желания и вкуса к исследовательской деятельности. Я поставила следующие задачи: 1) Научить учащихся слушать учителя, выделить в сказанном главное, вести наблюдение, работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления; 2) Развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения; 3) Формировать у учащихся мотивацию к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами природы, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении; 4) Воспитание чувства патриотизма. Проблема состоит в том, что многие учащиеся младшего школьного возраста не занимаются исследовательской работой и даже не знают, что это такое. Это является одной из причин их пустого времяпровождения и неспособности самовыражения в будущем. Актуальность работы заключается в том, что, по мнению ученых, 90% детей младшего школьного возраста сами по себе являются исследователями. Они только - только познают окружающий мир. Проведение такой работы в младшем возрасте, как исследование, актуально в наше время. Гипотеза: Занимаясь в младшем школьном возрасте исследовательской работой, дети получают возможность быть самостоятельными как в учебе, так и в жизни. В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для ее реализации. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно- исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению знаний. Данная форма распространена в основном в старших классах, но, по моему мнению, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно - образовательную и поисково - творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет иным. Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте должна соответствовать природе ученика, его психологическим и духовным возможностям и потенциалам. Прежде всего, у школьника должны быть сформированы внутренние средства исследовательской деятельности - предметные действия (мыслительные, эмоциональные), а именно: умение подчинить свое восприятие поставленной задаче; видение целого в единстве формы и содержания; умение видеть объект с различных точек зрения и позиций; сопереживание; осмысление, интерпретация воспринятого в свете прежнего опыта. В этом возрасте для развивающегося человека значимо эмоциональное освоение мира. Пробуждение интеллектуальных чувств - одно из важнейших значений исследовательской деятельности. Познание (По Платону) начинается с удивления, любопытства и любознательности. Чувства сомнения, уверенности в суждениях - показатель единства и взаимопроникновения интеллектуальных и эмоциональных составляющих внутреннего мира ученика. Способность младшего школьника радоваться открытию, удивляться, сомневаться - необходимое условие развития его целостной личности. В четвертых классах должны создаваться ситуации, в которых были бы синтезированы все образующие жизненного мира школьника (природа, культура, родной язык, общение с учителем, сверстниками), позволяющие делать открытия, связанные с эмоциональным освоением мира. Учащиеся должны включаться в творческую, практическую деятельность, выдвигающую перед ними новые задачи. Формирование исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте предполагает знакомство и освоение метода познания. Процесс познания (исследования) должен осуществляться в единстве интуитивного и логического способов движения мысли ученика. Должен был представлен метод, с помощью которого школьник под руководством учителя открывает тайны возникновения, развития и существования языка и слова, и т.д. Этот научный метод в научной терминологии определяется как анализ через синтез. Важнейшее значение и смысл исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте - овладение научным методом. Ученик сам должен настроить себя, свою душу на определенный научный лад. Овладение научным методом позволяет ему увидеть явление, мир целостно, с разных позиций, открыть, что он не исчерпывается, что, кроме этого, существуют и другие его грани и измерения, а именно, область человеческих ценностей и смыслов. Расширение и обогащение чувственного опыта ученика представлениями о мире, человеке, самом себе является составляющей исследовательской деятельности младшего школьника. Наблюдение явлений окружающего мира, природы, событий жизни людей, становится необходимой предпосылкой формирования целостного представления о жизни и мире. Таким образом, исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте приобретает смыслы только в контексте формирования целостной личности ребенка. Практическая реализация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе основана на следующих психолого-педагогических и методических аспектах. Во-первых, я считаю, что правильный выбор темы - это начало успеха. Тема работы должна не только соответствовать возрасту, интересам и возможностям учеников, но и вводить их в мир культуры, духовных ценностей. Школьникам предлагаю темы, связанные с историей, культурой, традициями родного края, историей наслега и школы. Наибольший интерес вызвали темы: · «История моей улицы» (про улицу Ленина написали Иппатьева Алена, Иванова Сайаана, про улицу Гагарина - Эмма Семенова, Вера Варламова); · «История моих предков» (Кондратьева Лилия, Иванова Сайаана, Иванова Алена, Иванова Ольга, Михайлов Артур, Седяков Артем); · «Үөнү - көйүүрү утары пропеллердаах ободок» (пер. с якут. «Ободок с пропеллером против мошкары») (Иванова Кристина); · «ОҺуокай - өбүгэ оонньуута» (пер. с якут. «Осуохай – игры предков») (Данилова Шура); · «Күндээдэ талааннаах ыччата» (пер. с якут. «Талантливая молодежь родной Кюндяди») (Кондратьева Иванна, Аммосова Таня); · «Роль собаки в моем развитии» (Николаев Василий, Николаева Саргылана); · «Күндээдэ нэhилиэгин сылгыларын өңнөрө» (пер. с якут. «Про окрас лошадей Кюндядинского наслега») (Иванова Сайаана); · «Птицы нашего села» (Кондратьева Лия). Во-вторых, мною осуществляется стимулирование положительной мотивации учащихся. Началом деятельности учеников является интерес. Вызвать его сложно, но возможно, если вопрос или ситуация становятся проблемной для конкретного ученика, вызывают личную заинтересованность. Так ученик живет на улице, историю которой он может изучить, открыв для себя и для других много интересного; или он ежедневно проходит мимо памятников и «случайно» задается вопросом: «Что за памятник?»; или в доме увидел старую фотографию предков и «случайно» задается вопросом: «Кто они?». Такие проблемные вопросы и ситуации формирует, как правило, учитель (вместе с родителями). Тогда у школьников возникает состояние поисковой активности, где интеллектуальная эмоция становится побудительной силой самостоятельного, свободного выбора школьниками содержательной деятельности. В-третьих, ученики должны владеть средствами познавательной и исследовательской деятельности, т.е. знать, что и как нужно делать, уметь осуществлять эту деятельность. С этой целью организуется (под руководством учителя) совместная деятельность. Школьники составляют план проекта - исследования, где определяются цель, задачи, выдвигается предположение (гипотеза) относительно сформулированной проблемы или вопроса. Далее намечается план действий, способы проверки гипотезы и достижения поставленной цели. В классе, в рамках внеурочной работы учащиеся учатся работать с различными источниками, отбирать нужный материал, проводят наблюдения, беседуют с различными людьми, совершают экскурсии в природе (в разные времена года), в музеи (Эльгяйский краеведческий музей, Нюрбинский музей «Дружбы народов», музей «Комсомольской Славы» села Кюндядя). Я учу их проводить эксперименты (как мысленные, так и практические), что позволяет воссоздать картину, образ изучаемого явления или объекта. Эти работы ученики выполняют без принуждения, свободно, обращаясь за помощью к тому, кто, по их мнению, является наиболее компетентным в данном вопросе. В-четвертых, проектно - исследовательская работа включает умение описывать факты, найденный материал, а затем публично представлять его перед классом. В моем опыте используется следующие формы представления результатов проекта: стенгазеты, макеты, компьютерные презентации. Чтобы привлечь учащихся других классов к участию в исследовательской работе, я с 2011 года работаю в лагерях «Аква», а с 2014 года по проекту «Экотропа». Ребята самостоятельно выбирали темы, мы совместно разрабатывали план и ход работы, ходили в лес, собирали материалы, изучали в школьной, сельской и районных библиотеках первоисточники. В результате все, разделившись по группам, написали следующие работы: · «Чешуекрылые бабочки» Ананьев Ян, Кондратьев Иван; · «Стрекозы» Иудины Лена и Ваня, 1 место; · «Птицы нашего села» Кондратьевы Лилия и Татьяна, 3 место; · «Күндээдэ талба талааннаах ыччата» (пер. с якут. «Талантливая молодежь Кюндяди») Аммосова Таня, Кондратьева Иванна; · «Собака – верный друг» Егорова Вилена; · «Молоко коровье – залог здоровья» Софронов Ваня; · «Хищники» Герасимов Иван, Захаров Вова; · «Декоративные растения в окрестностях Кюндяди» Кондратьева Ньургуйаана, Захарова Роза, 2 место. Некоторые работы приняли участие в кустовых, районных, республиканских НПК «Шаг в будущее» и получили поощрения. Также работы выпускников были опубликованы в книгах «Эхо войны - 1» (10 класс Иванова Оля «Огдуус - сэрии огдообото дуо?» (пер. с якут. «Евдокия – вдова войны?»), 10 класс Иванова Алена «Эhэм туhунан» (пер. с якут. «Про моего дедушку»), «Эхо войны - 2» (4 класс Седяков Артем, Михайлов Артур «Эhэбит аатынан бириэмийэ» под редакцией Нины Протопоповой (пер. с якут. «Именная стипендия имени дедушки»). В этом году были опубликованы статьи Слепцовой Аниты, Михайлова Яна на республиканских газетах - «ЭҺээлэрбит, эбээлэрбит оонньооботох о5о саастара» (пер. с якут. «Детство, не прожитое нашими дедушками и бабушками»). К 75-летию Победы дети написали сочинения, стихи. Ежегодно участвуем в семейном экологическом НПК «Кэнчээри» (пер. с якут. новое поколение) После апробации работы написала программу «Младший школьник – исследователь с 1 по 4 классы». По этой программе работаю четвертый год. Как показывает мониторинг, дети в старших классах продолжают свою исследовательскую деятельность и добиваются желаемых результатов. Например, нынешние восьмиклассники занимают призовые места под руководством Ивановой Т.И. и Кондратьевой Е.И. Ученица Данилова Шура добилась успеха на республиканском уровне в старших классах под руководством Мясоедовой А.В. Несколько стихов Шуры вошли в книгу «Сүрэхпит төлкөлөөх түөрэ5э» (пер. с якут. «Судьба сердца») в 2010 году. В одиннадцатом классе Шура выпустила свою первую книгу «Олох дьолун туhугар» (пер. с якут. «За счастье жизни») издательства «Бичик». Сейчас она работает журналисткой газеты «Огни Нюрбы». Также еще одна ученица Иванова Кристина выбрала профессию журналиста и продолжает свою учебу. Введение проектно - исследовательской работы в начальных классах школы, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Кроме того, дети реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль. Овладение умением исследовать выступает предпосылкой формирования у детей познавательного отношения к миру, целостной картины мира, интереса и потребности к открытию тайн мира, помогает детям чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, повышает адаптивные возможности и творчество. Список использованных источников 1. Жбанова О.А. Инновационная или традиционная форма обучения? // «Начальная школа», № 4, 2010, С. 60. 2. Давыдова Е.Р. Исследовательская деятельность учащихся // «Начальная школа», № 12, 2010, С. 61. 3. Митина Г.В. Исследовательская деятельность одна из форм профессиональной самореализации педагогов начальной школы // «Начальная школа», № 8, 2009, С. 26. 4. Мулявина Э.А. Учебная полевая практика как средство формирования экологической компетентности учителя начальной школы // «Начальная школа», № 4, 2010, С. 81. 5. Кутявина Н.Н. Организация проектной деятельности в начальной школе // «Начальная школа», № 10, 2010, С. 42; 6. Пахомова Н.Ю. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности // «Начальная школа», № 11, 2010, С. 63.