СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ВЕСЕЛАЯ РЕЗИНОЧКА»
Чекмарева Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре, Кох Наталья Анатольевна, воспитатель, Саткина Мария Сергеевна, воспитатель, СП ДС «Лучик» ГБОУ СОШ №10 г.о. Кинель Самарской области
«Всё новое – это хорошо забытое старое».
Жак Пеше
В настоящее время ФГОС предполагает построение образовательной деятельности в ДОУ на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, содействия и сотрудничества детей и взрослых, поддержки инициативы, творчества и самостоятельности воспитанников. Так же особенно это актуально для детей с ОВЗ, т.к. учеными доказано, что у таких детей часто встречаются вторичные отклонения в физическом развитии (слабый мышечный тонус; низкий уровень развития физических качеств; замедленное развитие локомоторных актов). В старшем дошкольном возрасте дети, имея высокую потребность двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне и по причине того, что самостоятельная двигательная активность детей этого возраста все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а так же у детей этого возраста активируются познавательные интересы (компьютерные игры, конструирование, просмотр теле передач и DVD дисков и т.д.) В связи с этим у детей именно этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Давно известно, что прыжки имеют большое значение на укрепление и сохранение здоровья дошкольников, положительно влияют на развитие на развитие таких физических качеств как координация, ловкость, выносливость, быстрота. Чтобы облегчить и разнообразить прыжки я решила использовать нетрадиционную, интересную и эффективную оздоровительную технологию прыжков в «Резиночку». Прыжки в «Резиночку» просты в применении: не нужно много места, играть можно как группой, так и вдвоем, в нее могут играть даже маленькие дети. Но…. Прыжок в «Резинки» – это не просто прыжок в высоту. Он имеет особую, отработанную технику, поэтому игра способствует развитию координации движений, выносливости, ловкости, быстроты реакции и укреплению всех мышц тела. Прыжки направлены на тренировку опорно – двигательного аппарата и функциональных систем детского организма. Так же прыжки способствуют развитию чувства ритма, в прыжках дети проявляют большую двигательную активность и творчество. Результатом внедрения этой технологии является положительное влияние на: Ø Двигательную активность воспитанников, как в образовательной, так и в самостоятельной деятельности; Ø Развитие физических качеств в игровой форме; Ø Совершенствование чувства равновесия, периферического зрения; Ø Развитие коммуникативных способностей воспитанников; Ø Развитие детской самостоятельности и двигательного творчества. Кроме того, прыгать через резинку – это просто, весело и увлекательно! Игровые упражнения с резинкой – это одна из форм оздоровления детского организма, лучший метод повышения уровня физической подготовленности, почти не имеющих каких – либо границ или ограничений. На начальном этапе обучения технике «Резиночка» детям предлагаются «игровые упражнения с резинкой». Эти упражнения создают атмосферу радости, делают комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач более эффективным. В игровые упражнения можно начинать играть с детьми 4-х летнего возраста. Начиная с простого и постепенно (по мере усвоения) переходя к более сложному. Для проведения игр с резинкой нужно: одна бельевая резинка длиной 5 м и цветные (на каждого ребенка) длиной по 2,5 м. Внимание! Перед каждым занятием педагог обязательно проверяет прочность крепления концов резинки для предупреждения травматизма. 1. «Змейка» Цель: Учить передвигаться и ориентироваться в пространстве, формировать координацию движений. Описание: Дети первой подгруппы, стоя в кругу, натягивают две резинки: одну - на ноги (на высоте 10-15 см от пола, другую - на уровне груди. Вторая подгруппа змейкой обходит каждого стоящего в кругу, подлезая под верхнюю резинку и перешагивая нижнюю. Затем подгруппы меняются местами 2. «Качели» Цель: Развивать гибкость, силу рук и ног, регулировать мышечный тонус. Описание: У каждого ребенка цветная резинка. Он, прогнувшись, ложится животом на пол, руками и ногами цепляется за резинку и выполняет движения на животе вверх-вниз под музыку и пение педагога. Есть качели на лугу - Вверх-вниз, вверх-вниз! Я качаться буду - Вверх-вниз, вверх-вниз! 3. «Канатоходцы» Цель: Учить сохранять равновесие, вырабатывать навыки движения в колонне. Описание: Двое детей встают друг напротив друга на расстоянии 6-10 м друг от друга. Каждый надевает резинку на одну ногу. Остальные дети должны двигаться друг за другом по резинке, как по канату, расставив руки в стороны и проговаривая слова: Висит канат натянутый, Пройди, Максим, сначала ты, А потом и Саша, а за ним и Маша, А потом Илья, а за ним и я! 4. «Карусели» Цель: Формировать умение ориентироваться в пространстве, двигаться по кругу; развивать слуховое внимание; закреплять понятия «вправо» и «влево». Описание: Дети образуют круг, держась правой рукой за резинку и развернувшись вполоборота вправо. Начинают движение по кругу сначала медленно, затем все быстрее и быстрее, постепенно переходя на бег. Движения выполняются в соответствии с текстом: Еле-еле завертелись карусели. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Дети идут вправо два-три круга, затем останавливаются, поворачиваются кругом и выполняют движения в другую сторону. После соответствующей команды педагога движение карусели замедляется. Тише-тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра! С окончанием музыки дети останавливаются. 5. «Аист и лягушки» Цель: Развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание. Описание: Дети, стоя в кругу, натягивают резинку на обе ноги (на высоте 10-15 см от пола). Рассчитываются на первый-второй: первые - «болото» (держат резинку, вторые - «лягушки». В середине круга стоит водящий - «аист». По сигналу «Лягушки!»дети перепрыгивают через резинку, увертываясь от «аиста». Осаленный становится «аистом». Первые и вторые номера меняются, и игра повторяется. 6. «Кольцо» Цель: Вырабатывать умение согласовывать речь и движение, координировать движения рук. Описание: Играющие становятся в круг и держат в руках резинку с колечком. В центре круга стоит водящий. Ему нужно найти колечко, которое играющие незаметно передают друг другу и прячут в ладони. Если водящий угадал, в чьей ладони кольцо, он меняется с этим игроком местами. Дети сопровождают движения словами: Покатилось, покатилось (имя ребенка) колечко, Покатилось, покатилось прямо на крылечко. Кто с крылечка сойдет? Кто колечко найдет? Колечко, колечко, Выйди на крылечко! 7. «Насос» Цель: Учить соотносить движения рук и ног, расслаблять различные группы мышц по контрасту с напряжением, четко произносить звук [Ш], развивать речевое дыхание. Описание: Дети встают на один конец резинки, другой конец держат в руках. По команде «Вниз!» дети наклоняются, по команде «Вверх!» поднимают резинку как можно выше. Со словами «Потекла ручьем вода» приседают и произносят на выдохе «ш-ш-ш». Движения выполняются под рифмованный текст: А теперь насос включаем, Воду из реки качаем. Вверх - раз, Вниз - два, Потекла ручьем вода. 8. «Перекатывание мяча» Цель: Учить управлять движениями своего тела, развивать ловкость, внимание, быстроту реакции, глазомер. Описание: Дети стоят парами друг напротив друга, натянув две резинки на расстоянии 15-20 см одна от другой. По команде педагога перекатывают мяч по дорожке из резинки, стараясь как можно дольше удержать его. Тот, к кому катится мяч, приседает, а другой ребенок встает. Получается своеобразный маятник. Взрослый произносит текст: Любит наш веселый мяч По резиночке кататься. Раз - туда, два - сюда. Вот веселая игра! Подвижная игра «Съедобное - не съедобное» Дети стоят в два круга, натягивают на ногах резинки. Педагог объясняет детям, что такое съедобное- это то, что можно есть и не съедобное – то, что не едят. Правила игры: Педагог называет слова съедобные и не съедобные. Дети если слышат съедобное - остаются в резинке, а если не съедобное выпрыгивают. Кто, ошибается выходит из игры. И так до одного победителя. На следующих занятиях можно дать роль ведущего ребенку. Приложение