РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ
Самойлова Ирина Николаевна, учитель английского языка, МБУ Школа №84 им. А. Невского, г. Тольятти В современной образовательной системе часто говорят о том, что функция учебного процесса складывается не только из предметных потребностей. Школа служит также и более широкому понятию – научить учиться. Такой уровень работы является более сложным, но и более продуктивным. В связи с этим необходимо вспомнить о технологии развития критического мышления. Критическое мышление заставляет учащихся исследовать все возможные варианты решения, анализировать их, выделяя только самой важное или самое нужное. Стратегии развития критического мышления (РКМ) впервые были предложены в Американской системе образования. Однако российские педагоги обосновали дидактические, философские и психологические основы предложенного подхода, дополнив проект приемами. Именно эти приемы педагоги используют теперь в своей работе, развивая критическое мышление на уроках: синквейн, инсерт, дерево знаний, мозговой штурм. Структура педагогической технологии развития критического мышления содержит закономерные этапы когнитивной деятельности личности или фазы. Стадии развития критического мышления: · Вызов, позволяющий актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания по исходному вопросу и побуждение человека к активной деятельности. · Осмысление, которое позволяет получить новую информацию, осознать и соотнести ее с имеющимися данными. · Рефлексия, предполагающая целостно осмысливать и обобщать полученную информацию, присвоить ее и проявить собственное отношение к объекту. Обязательным является и соблюдение определенных условий для работы по РКМ. Во-первых, все участники образовательного процесса должны быть активны, учителю необходимо мотивировать их на безбоязненную деятельность. Во-вторых, идеи или ответы учащихся могут быть разнообразными. В целом, критическое мышление определяется как оценочно-рефлексивное мышление. Для чего нужно критическое мышление? К критическому мышлению не относятся такие навыки как запоминание, понимание, интуитивное или творческое мышление. Составляющими процесса критического мышления являются: наблюдение, интерпретация, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, логика. Развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - вот что несет в себе критическое мышление. Это отражается в умении принимать взвешенные решения, анализировать информацию и явления, работать с информацией, синтезировать ее. Люди с развитым критическим мышлением менее податливы к манипуляциям, они не вступают в сомнительные компании, группы, мероприятия, которые могут нанести урон репутации или несут риск здоровью и жизни, свободны от стереотипов, имеют собственное мнение, умеют его формулировать, доказывать и менять, если нужно. Главная цель РКМ в школе - развить способность учащихся учиться самостоятельно. Как развить критическое мышление в школе на уроках? Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения в пошаговой реализации каждой стадии занятия. Современные педагоги используют на уроках приемы РКМ достаточно часто. К наиболее известным можно отнести следующие приемы: · Кластеры (гроздья). Информация представляется в форме кластера с объединенными элементами. · Изображение «Дерева предсказаний». Ствол — это тема. Листья — это прогноз. Ветки — это аргументы, обоснования прогнозов. · Схема Fishbone («Скелет рыбы») Голова рыбы — это проблема. Верхние ребра рыбы — это причины. Нижние ребра рыбы — это факты. Хвост рыбы — это вывод. · «Знаю — Хочу знать — Узнал» (ЗХУ). Информация распределяется в таблицу по принципу ЗХУ, на основе этого выстраивается дальнейшая работа. · Инсерт (условные значки) При смысловом чтении ученик делает отметки условными значками, а после переносит информацию в таблицу. В целом, графическая организация материала является успешным методом демонстрации процесса мышления. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становиться наглядным, обретает видимое воплощение. К интересным приемам РКМ можно отнести и Кольца Венна, или Диаграмму Венна.
Рассмотрим, как можно применить этот прием в обучении английскому языку в средней школе. Тема «My friend». Задание для учащихся: fill in the rings about you and your friend\ Заполни кольца о себе и о своем друге\подруге.
The same age, like animals, enjoy watching films Этот прием подойдет и для подготовки к ГИА. Например, ЕГЭ устная часть, задание 4- сравнение двух фотографий (необходимо найти общие черты и различия у двух картинок). Американский педагог и методист Брайан Оширо считает, что педагогам нужно научиться задавать вопросы для развития критического мышления каждый урок. У большинства учащихся запоминание материала не приводит к возможности использовать это знание в дальнейшем. Обычные вопросы, как правило, дублируют материал учебников или пособий. В качестве примера он приводит вопросы по теме Environmental problems. A. Do you know what climate change is? B. What are 3 causes of climate change? C. Why do some claim that climate change is the biggest crisis facing this generation? Вопросы A типа служат для введения в тему, это и есть фаза вызов, вопросы B типа – это осмысление темы, как учащиеся поняли материал. Ответы на такие вопросы с легкостью могут быть найдены в учебнике или в Интернете. B вопросы не предоставляют полной картины понимания темы и не являются сложностью для учащихся. Именно C вопросы (Why…? How…?) заставляют учащихся стимулировать критическое мышление в ответе, синтезируя и анализируя всю предыдущую, уже известную информацию. Такие вопросы, по мнению Оширо, заставят учащихся мыслить продуктивнее. Здесь проявится фаза рефлексии развития критического мышления. Таким образом, развитие критического мышления требует от педагога внимательного отношения к себе и постоянного включения приемов в учебную деятельность. Необходимо помнить о том, что именно критическое мышление способно научить учиться, и это умение касается жизнедеятельности и в учебном процессе непосредственно, и во внешнем мире вне кабинета школы.