ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слюнкова Ирина Алексеевна, учитель начальных классов, МБОУ ООШ №1, Пермский край, г. Чусовой Проблема развития у младших школьников самостоятельности в современных условиях приобретает особое значение. Самостоятельность, как качество личности, необходима для формирования у учащихся потребности в самообразовании, а также развитии умения видеть сущность стоящей перед ними задачи и ориентироваться в новых условиях жизни и труда. Необходимость воспитания данного качества находит свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Выделяя личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, стандарт подчеркивает важность развития активности и самостоятельности младших школьников. ФГОС НОО ориентирует на формирование личностных характеристик выпускника начальной школы, одной из которых является готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом [1]. Начинать развивать самостоятельность необходимо как можно раньше. Младший школьный возраст, по мнению психологов и педагогов, является ключевым для развития у детей данного качества. Самостоятельность то качество, с помощью которого они смогут реализовать себя в дальнейшей жизни. Понятие самостоятельности в различных источниках трактуется по-разному. Мы придерживаемся определения М.А. Данилова, который рассматривает самостоятельность как черту личности: «стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, найти свой подход к новой задаче; желание не только понять усваиваемые знания, но и способы их добывания; независимость собственных суждений»[2; 82]. Следует подчеркнуть, что решение задач развития и воспитания самостоятельности достаточно эффективно происходит во внеурочной деятельности, так как она объединяет разные виды деятельности школьников. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся [2; 2]. Но, как показывает изучение опыта работы, представленного в методической литературе и интернет – источниках, учителя начальных классов недостаточно используют возможности внеурочной деятельности для воспитания самостоятельности. Чаще данная задача решается в ходе уроков через использование разнообразных форм организации самостоятельной деятельности. Особую актуальность в современной начальной школе приобретает проблема использования средств и методов, формирующих самостоятельность учащихся. В качестве основного средства развития самостоятельности младших школьников нами был выбрана проектная деятельность. Данное средство может использоваться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В педагогической литературе проектная деятельность рассматривается как совместная учебно-познавательная, игровая или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта. В процессе работы над проектом младшие школьники учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи. Для подтверждения актуальности проблемы нашего исследования, нами было проведено анкетирование учителей. Целью анкетирования являлось выяснить отношение учителей к проблеме воспитания самостоятельности младших школьников. Результаты анкет показали, что большинство учителей правильно понимают, сущность самостоятельности, считают необходимым развитие данного качества у младших школьников, больший потенциал для воспитания самостоятельности видят, именно, во внеурочной деятельности. Однако подчеркивают, что данная задача является для них одной из наиболее сложных. Главное затруднение вызывает правильный выбор средств и методов воспитания самостоятельности младших школьников во внеурочное время. Также нами была проведена беседа с учащимися. Ее цель: выяснить понимание детьми такого качества, как самостоятельность. В ходе беседы учащимся задавались следующие вопросы: • Кто такой самостоятельный человек? • Считаешь ли ты себя самостоятельным? • Что ты умеешь и можешь сам? • Просишь ли ты помощи у взрослого? Как часто? • Для чего нужна самостоятельность? Ответы детей показали, что большинство детей определили самостоятельность, как необходимое качество для своей дальнейшей жизни. Самостоятельно, значит «захотел и сделал», то есть суть понятия, дети улавливают довольно точно. Анализ также показал, что практически все ученики охотно самостоятельно выполняют некоторые поручения, им нравится проявлять самостоятельность, но данное качество имеет у них относительно ограниченный характер; и проявляется, главным образом, в самообслуживании и приготовлении уроков. Прежде чем начинать работу по развитию самостоятельности учащихся необходимо выявить начальный уровень её сформированости. Для определения уровня самостоятельности использовалась методики: "Нерешаемая задача" (Н.Н.Александрова, Т.И. Шульга). Она позволяет наблюдать, как проявляется самостоятельность учеников в реальной деятельности и «Оценка собственной самостоятельности». Цель данной методики: определение уровня собственной самостоятельности учащимися класса. Результат диагностики выявил: Высокий уровень 36% (11 учеников) Средний уровень 33% (10 учеников) Низкий уровень 31% (9 учеников) У школьников, обладающих высоким уровнем самостоятельности, хорошо выражена оригинальность мышления, умение использовать различные средства обучение. Наблюдается высокая интенсивность самостоятельной деятельности, в процессе которой постоянно осуществляется самоконтроль. Часть детей обладает средним уровнем самостоятельности. Учащиеся успешно осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль, но преимущественно после завершения работы. В тоже время, есть дети, показавшие низкий уровень самостоятельности. Мотивы этих учащихся носят ситуативный характер и связаны обычно с внешним побуждение к деятельности. Познавательная потребность не выражена. Самостоятельная активность проявляется редко; ответственность чаще стимулируется внешним контролем. Для решения данной проблемы нами были разработаны проекты: 1. Проект «Достопримечательности своего родного города Чусового». Цель данного проекта – формирование умений самостоятельно находить нужную информацию и оформлять её. 2. Проект «Детский сленг младшего школьника». Цель данного проекта – формирование умений проводить самостоятельное исследование и представлять результаты в виде справочника. 3. Проект «Мир растений на подоконнике». Цель данного проекта – формировать умение самостоятельно выращивать растения в домашних условиях и вести дневник - наблюдения. Рассмотрим проект «Достопримечательности своего родного города Чусового». На подготовительном этапе учитель подводит обучающихся к формулированию проблемы проекта, целей, стимулирует познавательный интерес детей и желание участвовать в проекте. Младшие школьники, при помощи педагога, формулируют тему проекта «Достопримечательности своего родного города Чусового». Затем составляется план работы над проектом: - план изучения достопримечательности; (создается в ходе обсуждения) - изучение литературы по теме проекта; - нахождение необходимого материала; - оформление брошюры; - публичное выступление по результатам работы; демонстрация презентации. На втором этапе учитель организует деятельность младших школьников. Учащиеся сами выбирают достопримечательность и самостоятельно находят необходимый материал, учитель направляет и оказывает поддержку тем, кто в ней нуждается. На заключительном этапе учащиеся защищают свой проект, учитель организует возможность показа презентации. На основании собранного учениками материала, учитель формирует брошюру. В ходе реализации данного проекта в классе создаются условия для развития самостоятельности: творческая деятельность, сотрудничество ребенка с учителем и одноклассниками, развитие познавательных интересов и умения (готовность учащихся) самостоятельно действовать для решения поставленных задач. Таким образом, проблема развития самостоятельности является одной из сложных и актуальных направлений современной образовательной теории и практики. Особое значение в решении данной проблемы имеет правильный выбор разнообразных средств формирования данного качества и их использование в практике работы учителями начальных классов. Одним из наиболее эффективных средств развития самостоятельности младших школьников является проектная деятельность. Список литературы 1. Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС НОО https://multiurok.ru/blog/vnieurochnaia-dieiatiel-nost-v-usloviiakh-riealizats ii-fgos-noo.html. 2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010. 3. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения / М. А. Данилов. – М.: Просвещение, 2008. – 82 с.