ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕ-ГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВКЛЮЧЕНИЕ РЕЧЕ-ВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИЮ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ
Силкина Ирина Анатольевна, учитель-логопед, МАДОУ «Платошинский детский сад «Солнышко» с. Платошино Многое можно узнать, сидя за столом, но неизмеримо большего можно достичь, двигаясь играя. Движение и игра - это физиологическая потребность детей - дошкольников. Двигаясь, играя, дети запоминают намного больше и легче. Умения и навыки формируются как- бы непроизвольно. Как выяснилось, что двигательная активность нужна детям не только для хорошего физического, но и нормального психического развития. Великий русский физиолог И.М.Сеченов первым высказал мысль о том, что мышечный, двигательный анализатор функционирует не сам по себе, а играет огромную роль в целостной деятельности мозга, и «мышечное чувство» не только усиливает все другие ощущения человека, но и объединяет их. В настоящее время многими исследователями установлено особое значение движения в формировании мозговых функций человека, а значит и речи. В младшем дошкольном возрасте ребенку присуща большая потребность в движениях, и они приносят ему огромную радость. Такое утверждение и было взято за основу при работе по профилактике речевых нарушений с детьми младшего дошкольного возраста. С целью повышения эффективности коррекционно - профилактической работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась система сотрудничества воспитателей и учителя-логопеда. Как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Своевременное оказание помощи детям младшего дошкольного возраста имеет большое профилактическое значение и способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями. Одним из методов профилактической работы является включение в подвижные игры речевых упражнений по следующим направлениям: - Развитие правильного речевого дыхания; - Развитие общей моторики; - Развитие чувства ритма; - Развитие понимания речи; - Развитие слухового внимания и фонематического слуха. Используемые речевые упражнения подбираются логопедом к знакомой детям подвижной игре и соответствуют теме недели. Система работы построена таким образом, что: - Логопед подбирает речевой материал к играм, используя перспективный план воспитателя. Речевые материалы включают себя чистоговорки, стихи, потешки, игры на развитие силы голоса, чувства ритма, звукоподражания. Материал подбирается с учетом возраста и речевых возможностей детей данной группы, согласно диагностическим данным. - Воспитатель включает данный материал в проведение подвижной игры. Важным условием является руководство воспитателем игрой, отслеживанием правильности выполнения речевых упражнений и рекомендаций логопеда. Профилактическая работа в данном направлении в нашем детском саду ведется первый год. Диагностика речевого развития позволит сделать более точные выводы об эффективности проведенной работы. Но о результатах можно сказать уже сейчас; детям нравится играть в подвижные игры, им интересно проигрывать знакомую игру с разным речевым сопровождением, дети стали более активными в плане речевой деятельности. Данные упражнения повышают речевую активность даже у не говорящих детей, за счет использования игровой мотивации, положительных эмоций, которые вызывает двигательная активность у детей младшего дошкольного возраста. Пример технологической карты подвижной игры с включением речевого материала на развитие слухового внимания и фонематического слуха: СОЛНЫШКО И ДОЖДИК Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке. Упражнять в ходьбе и беге. Описание: Дети сидят на скамейке, это их «дом». Воспитатель смотрит в «окно» и говорит: «Какая хорошая погода, идите гулять!». Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь пошел, бегите домой!» - говорит воспитатель. Дети бегут к скамейке и занимают свои места. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает, и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь перестал!». Правила: 1. Дети уходят из дома по сигналу «Идите гулять!». 2. Бегут домой на сигнал «Дождь пошел!». Речевое упражнение: Цель: Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Развивать слуховое внимание и фонематический слух. Описание: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него». Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза. ПУЗЫРЬ Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично. Упражнять детей в приседании и построении в круг, в беге по разным направлениям. Описание: Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят: «Раздувайся пузырь! Раздувайся большой! Оставайся такой, да не лопайся». Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет – «Пузырь лопнул», все дети опускают руки, и хором говорят: «Хлоп!» и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, игра возобновляется. Правила: Говорить хором «Хлоп!» и приседать на корточки только после слов «Пузырь лопнул». Речевое упражнение: Цель: Развивать речевое внимание, речевое дыхание. Описание: после того когда дети научатся играть в эту игру, воспитатель предлагает заменить слова- звукоподражанием. Дети встают в круг и надувают пузырь, произносят звук ш-ш-ш отрывисто, а когда пузырь лопается, то произносят звук шшшшш длительно. После того как дети присели на корточки они произносят уже разученное стихотворение: Осторожно – пузыри! - Ой, какие! - Ой, смотри! - Раздуваются! - Блестят! - Отрываются! - Летят! - Мой - со сливу! - Мой – с орех! - Мой – не лопнул дольше всех. Дети разбегаются в разные стороны.