ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАКОМСТВО С ВЫШИВКОЙ НА УРОКАХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФГТ У 1-2-ГО КЛАССОВ (8-ЛЕТНИЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ) «ПОЛЕЗНОЕ РУКОДЕЛИЕ»
Марченкова Елена Юрьевна, преподаватель отделения изобразительного искусства, МАУ ДО «Детская школа искусств №7», г. Пермь Вышивка крестом — увлекательное занятие с древней историей, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди при шитье одежд из шкур животных выполняли стежки каменными иглами. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы. В настоящее время существует множество видов швов и узоров, использование их в различных комбинациях позволяют создать разнообразные оригинальные работы, а многообразие материалов (ниток, тканей, основ под вышивку, декоративных элементов, вспомогательных инструментов) помогают в процессе творчества, и облегчают его. Самые распространенные виды вышивки в настоящее время это вышивка крестом, или счетный крест (счетным он называется, т.к. приходится самостоятельно отсчитывать количество крестиков) и ориентироваться по схеме, также в современных продаваемых наборах распространена техника печатный крест (когда рисунок уже нанесен на канву, и смывается при стирке). Менее популярна техника гладь, т.к. требует наибольшей трудоемкости. Вышивка — это творческий процесс, он включает в себя выбор материалов, рисунка, создание уникального изделия, подбор подходящей к работе техники. Существование множества прикладных, нетрадиционных вариантов оформления вышивок (пинкипы, игольницы, магниты, броши, блокноты, подушки и многое другое) позволяет создать уникальное изделие. На уроках прикладного творчества учащимся 1-2 классов отделения изобразительного искусства было предложено познакомиться с вышивкой крестом, как видом искусства, современными материалами, а также существующими вариантами оформления вышитых работ. В рамках реализации программ ФГТ по предмету «Декоративно-прикладное творчество» предложена тема «Искусство вышивки», а также знакомство с традиционной вышивкой, такой как «Орловский спис». Знакомство с современной вышивкой дает более широкое представление о данном направлении, а выполнение современных практических работ в данной технике позволяет заинтересовать учеников, вдохновить их на занятие вышивкой в дальнейшем. В качестве задания ученикам предложено вышить небольшие работы в технике «счетный крест» на различную тематику. Для выполнения работы использовались заготовки: разрезанные на кусочки жесткая канва, размеченная на квадраты смываемым маркером, нитки мулине, гобеленовая игла, нитковдеватель, цветные распечатанные схемы, размеченные для удобства на квадраты. В предложенных схемах используются простые цвета, учащиеся могут на выбор подобрать оттенок ниток определенного цвета, из предложенных преподавателем. Перед началом работы демонстрируются основные приемы вышивки крестом, приемы закрепления иглы в начале и конце работы, техника выполнения простого счетного креста, способ ориентации по размеченной схеме и соотнесение ее с разметкой на канве. Выполняются «пробные стежки» в ряд. Для наибольшего художественного эффекта в некоторых схемах используется шов «назад-иголку» (бэк-стич или шов назад-иголка). Готовые работы стираются для удаления разметки и загрязнений, оформляются по усмотрению учащихся. Таким образом, на уроке мы знакомимся с техникой счетный крест, беседуем об истории вышивки, обсуждаем, как может быть оформлена вышивка. Вышивка способствует развитию интеллекта: -Развитие мелкой моторики (выполнение точных скоординированных движений кистями рук и пальцами), что способствует умственному развитию ребенка («Ум у ребенка находится на кончиках пальцев»); -Развитие художественного вкуса (умение воспринимать цвет, оттенки цвета, мыслить пространственно при создании цветного изображения); -Воспитание терпения в характере (вышивка крестом дает спокойствие, воспитывает трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость. По крупинкам развивается умение противостоять стрессам: нередко путем проб и ошибок достигается конечный результат. Совершенствуется внимание и память); -Расширение кругозора (многие создают копии произведений искусств, при этом много узнают о них, о стиле, авторах и пр. Формируются навыки социального общения. Это особенно важно для подрастающего поколения: поиск единомышленников в соц. сетях, необходимой информации, обмен опытом, идеями. Это самая настоящая творческая пища для мозга. Как видим, простое занятие вышивания незаметно делает огромную работу. Стоит отметить, что многие ученики, после знакомства с вышивкой на уроках, продолжают вышивать дома, с родителями, либо самостоятельно, активно применяя полученные на уроках навыки. Ниже приведу тематические загадки, которые активно используются для рефлексии на уроках по практической вышивке. Загадки: -Маленькая, светленькая, больно кусается (игла). -Утка ныряла, ныряла и хвост потеряла (игла с ниткой). -На одной яме сто ям с ямкой (напёрсток) -Два кольца, два конца, по середине гвоздик (ножницы). -Никогда не отстает, за иголкой вслед идет. (Нитка) -С длинным, тоненьким хвостом И без рук она, без ног, Но ловчее не найдем — По одежде прыг да скок! (Иголка, игла) -Без меня иголка Пропадёт без толка. (Нитка) -Чтобы шарфик нам связать, Надо две всего их взять. Ну, а чтоб носки связать, Целых пять их надо брать. (Спицы) В качестве иллюстраций приведу примеры работ 1-го класса на новогоднюю тематику: