Конференции

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАКОМСТВО С ВЫШИВКОЙ НА УРОКАХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФГТ У 1-2-ГО КЛАССОВ (8-ЛЕТНИЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ) «ПОЛЕЗНОЕ РУКОДЕЛИЕ»

Марченкова Елена Юрьевна,
преподаватель отделения изобразительного искусства,
МАУ ДО «Детская школа искусств №7»,
г. Пермь
Вышивка крестом — увлекательное занятие с древней историей, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди при шитье одежд из шкур животных выполняли стежки каменными иглами. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.
В настоящее время существует множество видов швов и узоров, использование их в различных комбинациях позволяют создать разнообразные оригинальные работы, а многообразие материалов (ниток, тканей, основ под вышивку, декоративных элементов, вспомогательных инструментов) помогают в процессе творчества, и облегчают его.
Самые распространенные виды вышивки в настоящее время это вышивка крестом, или счетный крест (счетным он называется, т.к. приходится самостоятельно отсчитывать количество крестиков) и ориентироваться по схеме, также в современных продаваемых наборах распространена техника печатный крест (когда рисунок уже нанесен на канву, и смывается при стирке). Менее популярна техника гладь, т.к. требует наибольшей трудоемкости.
Вышивка — это творческий процесс, он включает в себя выбор материалов, рисунка, создание уникального изделия, подбор подходящей к работе техники. Существование множества прикладных, нетрадиционных вариантов оформления вышивок (пинкипы, игольницы, магниты, броши, блокноты, подушки и многое другое) позволяет создать уникальное изделие.
На уроках прикладного творчества учащимся 1-2 классов отделения изобразительного искусства было предложено познакомиться с вышивкой крестом, как видом искусства, современными материалами, а также существующими вариантами оформления вышитых работ.
В рамках реализации программ ФГТ по предмету «Декоративно-прикладное творчество» предложена тема «Искусство вышивки», а также знакомство с традиционной вышивкой, такой как «Орловский спис».
Знакомство с современной вышивкой дает более широкое представление о данном направлении, а выполнение современных практических работ в данной технике позволяет заинтересовать учеников, вдохновить их на занятие вышивкой в дальнейшем.
В качестве задания ученикам предложено вышить небольшие работы в технике «счетный крест» на различную тематику. Для выполнения работы использовались заготовки: разрезанные на кусочки жесткая канва, размеченная на квадраты смываемым маркером, нитки мулине, гобеленовая игла, нитковдеватель, цветные распечатанные схемы, размеченные для удобства на квадраты. В предложенных схемах используются простые цвета, учащиеся могут на выбор подобрать оттенок ниток определенного цвета, из предложенных преподавателем.
Перед началом работы демонстрируются основные приемы вышивки крестом, приемы закрепления иглы в начале и конце работы, техника выполнения простого счетного креста, способ ориентации по размеченной схеме и соотнесение ее с разметкой на канве. Выполняются «пробные стежки» в ряд. Для наибольшего художественного эффекта в некоторых схемах используется шов «назад-иголку» (бэк-стич или шов назад-иголка).
Готовые работы стираются для удаления разметки и загрязнений, оформляются по усмотрению учащихся.
Таким образом, на уроке мы знакомимся с техникой счетный крест, беседуем об истории вышивки, обсуждаем, как может быть оформлена вышивка.
Вышивка способствует развитию интеллекта:
-Развитие мелкой моторики (выполнение точных скоординированных движений кистями рук и пальцами), что способствует умственному развитию ребенка («Ум у ребенка находится на кончиках пальцев»);
-Развитие художественного вкуса (умение воспринимать цвет, оттенки цвета, мыслить пространственно при создании цветного изображения);
-Воспитание терпения в характере (вышивка крестом дает спокойствие, воспитывает трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость. По крупинкам развивается умение противостоять стрессам: нередко путем проб и ошибок достигается конечный результат. Совершенствуется внимание и память);
-Расширение кругозора (многие создают копии произведений искусств, при этом много узнают о них, о стиле, авторах и пр. Формируются навыки социального общения. Это особенно важно для подрастающего поколения: поиск единомышленников в соц. сетях, необходимой информации, обмен опытом, идеями. Это самая настоящая творческая пища для мозга.
Как видим, простое занятие вышивания незаметно делает огромную работу. Стоит отметить, что многие ученики, после знакомства с вышивкой на уроках, продолжают вышивать дома, с родителями, либо самостоятельно, активно применяя полученные на уроках навыки.
Ниже приведу тематические загадки, которые активно используются для рефлексии на уроках по практической вышивке.
Загадки:
-Маленькая, светленькая, больно кусается (игла).
-Утка ныряла, ныряла и хвост потеряла (игла с ниткой).
-На одной яме сто ям с ямкой (напёрсток)
-Два кольца, два конца, по середине гвоздик (ножницы).
-Никогда не отстает, за иголкой вслед идет. (Нитка)
-С длинным, тоненьким хвостом
И без рук она, без ног,
Но ловчее не найдем —
По одежде прыг да скок!
(Иголка, игла)
-Без меня иголка
Пропадёт без толка.
(Нитка)
-Чтобы шарфик нам связать,
Надо две всего их взять.
Ну, а чтоб носки связать,
Целых пять их надо брать.
(Спицы)
В качестве иллюстраций приведу примеры работ 1-го класса на новогоднюю тематику:



2020-08-31 15:47 Август 2020