РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Скрыбыкина Сардана Ивановна, воспитатель, МБДОУ Детский сад "Туллукчаана", Республика Саха (Якутия), Горный улус, с. Магарас
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный
мир ребёнка вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
Участники проекта: педагоги, родители, дети. Вид проекта: педагогический. Тип проекта: долгосрочный. Актуальность Сюжетно-ролевые игры - самая привлекательная деятельность для детей, ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях и в отношениях и в суждениях. Ролевая игра позволяет развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Согласно ФГОС ДО решение задач развития детей дошкольного возраста предполагает выделение пяти образовательных областей: социально – личностной, познавательной, речевой, художественно – эстетической, физической. Организация коммуникативной деятельности должна способствовать конструктивному общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, овладению устной речью как основным средством общения. Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Так же на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. И конечно же на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру. Именно в игре ребенок может проявить себя субъектом деятельности. Утверждение, что игра — ведущий вид деятельности дошкольника, давно стало аксиомой. Эта важная сфера жизни ребенка досконально изучена специалистами в области педагогики, психологии, возрастной физиологии. Принимая во внимание особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, необходимо подобрать такие формы, методы и средства, при которых формирование коммуникативных умений проходило бы наиболее успешно. Основным инструментом педагогического воздействия на дошкольника, на наш взгляд, должна стать игра. Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста.Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Поэтому актуальным является изучение особенностей и уровня сформированности коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, с целью создания условий для ее развития. Цель: создание условий для развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить теоретические аспекты коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста. 2. Изучить особенности коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста. 3. Развить коммуникативную компетентность у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру Обоснование проблемы: 1. Неумение детей старшей группы играть в сюжетно – ролевые игры, соблюдать правила и ход сюжетных игр. 2. Недостаточность знаний детей и родителей о структуре сюжетно – ролевых играх, способах подачи их детям. Методы: • Организация предметно-развивающей среды для игр. • Внесение вариативного материала в игровую среду и знакомство детей со способами его использования. • Систематическое наблюдение за окружающей действительностью. • Рассказы о людях труда. Встречи. Экскурсии по детскому саду. •Рассматривание иллюстраций, отражающих трудовые действия, взаимоотношения, настроение людей. • Чтение художественной литературы. • Знакомство с правилами предупреждения конфликтов. • Беседы о любимых играх. Наблюдение за играми сверстников. • Совместное изготовление игрушек для сюжетных игр Ожидаемые результаты: 1. Проведено наблюдение и выявлены особенности формирования коммуникативной компетенции. 2. Предполагается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игровой деятельности, дети проявят интерес и желание участвовать в игре; 3. В ходе реализации проекта дети будут активнее общаться друг с другом и с взрослыми, реже будут возникать конфликтные ситуации среди детей, дети станут проявлять больший интерес к сюжетно-ролевым играм, расширятся сведения об окружающем, обогатиться и активизируется словарь детей, улучшатся взаимоотношения между детьми в группе 4. Создана картотека сюжетно – ролевых игр. 5. Повысился уровень развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. 6. Удастся достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, при условии, что родители примут активное участие в реализации проекта Этапы реализации проекта I. Подготовительный этап. · Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата. · Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. II. Основной этап реализации проекта. · Работа с детьми. · Взаимодействие с родителями. · Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной. · Организация и обогащение развивающей среды в группе (пошив формы и халатов для игр, изготовление атрибутов). III. Заключительный этап. · Обобщение итогов работы с детьми и родителями. · Анализ эффективности системы работы по созданию условий для самостоятельной игровой деятельности для развития социально-коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста. · Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта. · Выставка атрибутов для сюжетно-ролевых игр и формы для игр. Созданы и оснащены центры и уголки: · Игровой центр «Булчут кутаата». · Игровой центр «Мы маленькие художники». · Игровой центр Больница «Кыра эрдэхтэн харыстаныан доруобай буолуон». · Игровой центр «Салон красоты». · Центр «Ряженья и театрализации». · Игровой центр ПДД «Дорожная азбука». · Игровой центр «Бэһиэлэй артыыстар». · Центр ОБЖ «Дьэҥтэн оһолтон сэрэхтээх буол». · Игровой центр авторские игры «Өбүгэ оһуора». · Игровой центр «Ателье Одунчаана». · Игровой центр «Мир путешествий». · Игровой центр Кафе «Домашняя кухня». · Игровой спортивный центр «Манчаары сиэннэрэ». · Речевой центр «Библиотека». · Игровой центр «Почта». · Центр Мини-музей «Мир кукол». · Центр Познания «Лаборатория «Хотим все знать». Созданы игровые макеты: «Домашние животные», «Ателье», «Арктика», «Зоопарк», «Дикие животные», «Пожарники», «Космос», «Огород, сад», «Африка», «Саванна», «Жители водоёма», «Кукольный дом». Заключение: ФГОС ДО предъявляет требования педагогам к организации условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, среди которых: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. Сейчас перед дошкольными педагогами стоит новая задача: сформировать компетентную, креативную, социально-адаптированную личность, способную ориентироваться в информационном пространстве. Личность, умеющую отстаивать свою точку зрения, способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. А обучение рассматривается в контексте игровой деятельности. И не случайны выводы ученых и психологов – «чтоб ребенок вырос общительным, самостоятельным и всесторонне развитым его необходимо научить играть». Таким образом, в ходе реализации проекта поставленная цель достигнута и доказано, что сюжетно-ролевая игра - благоприятное условие для развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель - привлекательный игровой партнер для ребенка, привносящий в детскую игру новое содержание и новое умение, делающий процесс познания интересным и занимательным. Четко выстроенная педагогом работа по организации сюжетно-ролевых игр содействует решению проблем, связанных с коммуникативными барьерами. Список использованной литературы 1. Выготский, Л.С. Психология: Мир психологии. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. – 1008 с. 2. Деркунская, В. А., Харчевникова, А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно – ролевых игр детей 4-5 лет. 3. Запорожец, А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-321 4. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982-145 5. Михайленко, Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. 6. Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность/ С.Л.Новоселова//Детский сад: от А до Я, 2003.- №6