ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВАМ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ И РИСОВАНИЯ В КЛАССАХ 1-3 ВОСЬМИЛЕТНЕГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ ФГТ В ШКОЛЕ ИСКУСС
Полкова Наталья Васильевна, преподаватель дополнительного образования по курсу живопись, МАУ ДО "Детская школа искусств№ 7", г. Пермь Основной задачей преподавания изобразительного искусства является, творческое развитие личности ребёнка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке в детской художественной школе детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию. Практические знания по цветоведению обучаемые детской художественной школы получают на уроках по живописи, но основы все же закладываются в 1-3 классе (при 8 летней программе образования). Занятие по живописи помогают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают их духовно, развивают художественный вкус. В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармониии основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками. Давая обучаемым возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогает им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус. Свои впечатления о цветовом богатстве окружающего мира дети передают при выполнении сюжетно-тематических рисунков на самые разнообразные темы. Важнейшим средством выразительности в сюжетно-тематическом рисунке остается цвет. Преподаватель детской художественной школы при обучении детей младшего школьного возраста на уроках изобразительной грамоты и рисования ставит своей целью в доступной интересной для ребят форме дать знания по основам цветоведения. Таким образом в конце года учащиеся 1 класса по основам цветоведения должны знать: - названия главных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой); - элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый - зеленый и т.д.); Обучаемые должны уметь: - передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов; - правильно работать акварельными красками - разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности). Обучаемые 2 класса по основам цветоведения должны получить начальные сведения: - об основных цветах солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); о главных красках (красная, желтая, синяя); - об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, - об элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов (оранжевый - от смешивания желтой и красный красок, зеленый - от смешивания желтой и синей, фиолетовый - от смешивания красной и синей). К концу учебного года обучаемые 2 класса должны уметь: - стремиться верно, и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; - правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими не нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направления мазков согласно форме. В течение учебного года обучаемые 3 класса должны получить сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить: - простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового; - начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетания оттенков цвета, колорит и т.д.); - деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый); - изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов - смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета). К концу учебного года обучаемые 3 класса должны уметь: - чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм и очертаний; - правильно определять и изображать цвет; - чувствовать и определять холодные и теплые цвета; - анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности цвета; - использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков. Говоря о рисовании в школе необходимо сказать о том, что основная руководящая роль принадлежит преподавателю, который должен правильно организовать учебный процесс, направить ученика на самое основное, указать путь быстрейшего усвоения учебного материала. Каждый преподаватель является ответственным за обучение и воспитание, он возглавляет и направляет деятельность школьников. Овладеть основами изобразительной грамоты школьник может только с помощью учителя. Педагог покажет ему, как приступить к рисунку, с чего его начать и в какой последовательности, как преодолеть чистый лист бумаги. Для успешности обучения преподаватель должен подобрать интересный, познавательный материал, учитывая особенности детей семилетнего возраста. Эффективность уроков изобразительного искусства зависит от того, насколько увлекателен для первоклассников был материал, рассказанный не только во вводной беседе, но и в течение всего урока. Четко продуманы все этапы урока и организационные моменты в работе с карандашом и красками, при объяснении основ цветоведения нужно использовать более понятные для детей слова. А трудности, испытываемые детьми на уроке, происходят в связи с их возрастными особенностями. Таким образом мы подчеркиваем важность подбора видеоматериала. При подготовке к уроку по изучению основ цветоведения необходимо подобрать качественный наглядный материал, который вызовет огромный интерес и привлечет внимание ребят. Если же дети затрудняются что-то нарисовать, учитель должен применять педагогический рисунок. Хотя лучше иметь готовые таблицы по цветоведению, чем педагогу вместе с детьми рисовать красками на листе, прикрепленном в классе к доске. Этот процесс занимает больше времени на уроке, и в результате спешки, если возьмешь больше воды, краска течет, и педагогический рисунок может получиться не очень удачным. Большое внимание обращается на организацию рабочего места ученика, так как это непременное условие успешной работы на уроках изобразительного искусства. Все принадлежности для работы с цветом должны иметь определенное, постоянное место на столах. Имея все необходимые материалы и принадлежности для выполнения задания, ребята с большим вниманием и интересом отнесутся как к объяснению задания, так и к его выполнению. С размещением принадлежностей на рабочем месте учащиеся знакомятся на первом уроке, а в дальнейшем педагог следит за тем, чтобы все принадлежности находились на предназначенных для них местах. Как преподавателю наилучшим образом организовать свою работу в классе, когда учащиеся начали рисовать? Наилучшим образом эту работу можно провести. Спустя 2-3 минуты после объяснения учитель обходит класс и наблюдает за работой детей, заметив ошибку, обращает на нее внимание ученика. Таким образом, в результате первого обхода каждый ученик получает от педагога замечания, которые направляют его на правильный путь дальнейшего ведения работы. Обойдя весь класс, учитель снова возвращается к тому ученику, с которого начал обход. Когда же преподаватель замечает типичную ошибку всего класса, она приостанавливает работу и обращает внимание всех учащихся на эту ошибку. Объяснение таких ошибок педагог чаще всего проводит у доски или с помощью методических пособий. При изложении учебного материала перед нами должна постоянно стоять задача сделать все возможное, чтобы все ученики понимали нас. Каждое наше слово было понято детьми. Учебный материал мы стараемся излагать так, чтобы дети воспринимали его без особых усилий. Каждому возрасту необходим свой объем знаний и навыков, своя методика изложения учебного материала. Но с основными законами изобразительной грамоты дети должны познакомиться в начальной школе. И мы знаем, что там, где учитель руководит их приобщением к изобразительному искусству успех у детей налицо. Дети еще в дошкольном возрасте проявляют большой интерес к рисованию. Сначала эта деятельность носит характер игры, и дети не обращают внимания на качество изображений. С развитием восприятия изображения обогащаются, появляются новые детали, связное содержание, движение. Итак, из выше сказанного можно сделать вывод, что мы, прежде всего сами должны хорошо разбираться в вопросах цветоведения, тогда мы сможем помочь детям правильно подобрать нужный цвет красок и верно показать его в рисунке. Каждый преподаватель должен знать структуру уроков по обучению основам цветоведения, программное содержание и правильно его применять. Для того чтобы у детей возникало меньше ошибок в работе с цветом, нам важно с первых уроков, использовать не только интерес детей к рисованию, но и развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности на уроке. При подготовке к проведению уроков по основам цветоведения важнопомнить, что занятия по этому предмету имеют цель с одной стороны развить у учащихся художественный вкус и творческое воображение, а с другой - привить детям изобразительные умения и навыки, показать им практическое значение цветовой гармонии в жизни человека. Важно также хорошо знать и учитывать уровень подготовки каждого ребенка к изобразительной деятельности и предусмотреть индивидуальный подход к учащимся в процессе их обучения на уроке. Под влиянием благоприятной окружающей обстановки, эффективных методов обучения и воспитания, развитие ребенка претерпевает качественные изменения. Создание необходимых условий для развития художественных способностей, влияют на воспитание у детей умения наблюдать, видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их между собой, находить у них общие и различные черты, выявлять главное, а также от выработки у них технических умений и навыков в работе с карандашом и красками. В современной системе образования дан простор для творческого потенциала учителя: наряду с типовыми программами, возможно внедрение авторских разработок педагога. Заключение Исследовав проблему по методике организации и проведения работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с основами цветоведения на уроках изобразительной грамоты и рисования в детской художественной школе можно сделать следующие выводы: 1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о постоянном внимании ученых и практиков к проблеме обучения детей младшего школьного возраста основам цветоведения. Цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании, с которым знакомятся младшие школьники на уроках по основам цветоведения, используя цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. Если детей не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то в дальнейшем, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать. 2. Занятия по обучению цветоведению ставят перед учителем целый ряд задач, которые углубляют и обогащают представление обучаемых об окружающей действительности. Для осуществления учебно-воспитательных задач педагогу необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками, творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство. Кроме того, для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, и в связи с этим продуманно строить методику работы с детьми. 3. В младших классах художественной школы обучаемые усваивают все основные элементы цветоведения, которые могут использоваться как на уроках прикладного творчества, так и в дальнейшем на уроках станковой композиции. С детского возраста необходимо учить рассматривать предметы, обращая внимание на характерные особенности формы, пропорций, светотени, перспективы, цветовую окрашенность предмета. Эти общие положения по анализу предметов и объектов окружающего мира дети закрепляют в средней школе, но первоначальный фундамент закладывается именно в начальных классах. Как бы не строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы не были положены в основу изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики. Применяя такие методы и приемы как: наблюдение и восприятие картин художников, беседы с детьми, руководство и анализ практической деятельности учащихся, необходимо учить детей мыслить, видеть и понимать прекрасное, развивать эстетический вкус, стремление к тому, чтобы сделать все окружающее лучше и красивее. 4. Исследование практической части дало возможность изучить и проанализировать работу преподавателя по использованию методов обучения основам цветоведения. Это позволило сделать вывод, что без руководствующей, направляющей роли педагога, без неустанного и внимательного наблюдения за каждым школьником немыслима учебно-воспитательная работа в школе. Учитель сам должен хорошо разбираться в вопросах цветоведения, тогда он сможет помочь детям правильно подобрать нужный цвет красок и верно показать его в рисунке. С первых уроков важно использовать интерес детей к рисованию, развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности на уроке. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Таким образом можно выявить и обосновать сущность и особенности организации методики обучения цветоведению на уроках рисования и изобразительной грамоты в детской художественной школе. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом - основные слагаемые успеха.