Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

СОЗДАНИЕ ЭКСКЛЮЗИВНОГО ИМИДЖА ДОШКОЛЬНОЙ ОБ-РАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Филимоненко Наталия Алексеевна,
заведующий,
Инсаркина Ольга Ивановна
старший воспитатель,
МБДОУ «Детский сад «Северный парк» Томского района,
Томская область, Томский район, д. Кисловка
Рассматривая деятельность дошкольных образовательных организаций, следует отметить рост запросов и потребностей в обществе к образовательным услугам, это обусловлено тем, что еще некоторое время назад не существовало конкуренции между дошкольными организациями в связи отсутствия рынка образовательных услуг. До недавнего времени образовательные организации не нуждались в широкой самопрезентации среди общественности, а понятие «конкуренция» между образовательными организациями было почти не знакомо. В настоящее время разнообразие образовательных организаций различных типов и видов дает возможность родителям и их воспитанникам право выбора, что подразумевает появление конкуренции между дошкольными организациями. Дошкольные образовательные организации осознают, что оказались в рыночных отношениях, как и вся образовательная система. Повысились требования, предъявляемые родителями к дошкольным образовательным организациям. Появление на рынке частных детских садов побудило муниципальные дошкольные организации расширять спектр дополнительных образовательных услуг, ориентироваться на запросы потребителя, заботиться о положительном имидже – то есть быть конкурентоспособными.
В условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные образовательные учреждения. Образовательные организации прибегают к неценовым и ценовым формам соревнования – комплексность, качество и перечень предоставляемых услуг, условия и потребность в запросе предоставляемых услуг. Среди неценовых форм конкуренции значительная роль отводится имиджу.
Имидж является инструментом достижения стратегических целей учреждения.
Согласно ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольная образовательная организация (ДОО) – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
Реализуя эти цели, дошкольная образовательная организация взаимодействует с потребителями и партнерами, которые в свою очередь предъявляют свои требования и пожелания к имиджу, в частности, таким образом, дошкольная образовательная организация, взаимодействующая со многими социальными институтами.
Под формированием имиджа образовательной организации мы понимаем процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов.
При этом имидж дошкольной образовательной организации как интегративное явление включает в себя имиджи различных субъектов (детей, родителей, педагогов, специалистов, руководителей) и объектов (имидж группы, игровой площадки, уклада жизни и пр.). У педагогов современных дошкольных образовательных учреждений должна быть сформирована имиджевая компетентность как готовность и способность к созданию имиджа.
Под имиджем образовательной организации понимают сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами ее деятельности и транслируемый во внешнюю среду.
Важным показателем уровня развития дошкольной образовательной организации выступает оснащенность образовательного процесса: предметно-развивающая среда в группах; методическая обеспеченность педагогов; наличие современных информационно-коммуникационных средств обучения. Функционирование детского сада, заботящегося о своем имидже, не может ограничиться только организацией развивающегося образования. Необходимо учитывать и существующий в обществе стойкий стереотип, что детский сад несет ответственность за воспитание детей. В этот возрастной период дети находятся в сфере значительного влияния со стороны взрослых. Доверительность и открытость к внешним воздействиям, послушание и исполнительность создают хорошие условия для воспитания ребенка как личности. Имидж дошкольной организации значительно выигрывает, если персонификация воспитания становится задачей деятельности организации, если уважается индивидуальность каждого ребенка, создаются благоприятные условия его самореализации.
Стиль образовательной организации, как одна из составляющих имиджа ДОУ, заключается в эффективной организационной культуре и будет результативен в том случае, если будут осуществляться следующие педагогические условия:
– функционирование детских объединений;
– наличие визуальной самобытности образовательной организации;
– присутствие и реализация традиций;
– продуктивный стиль взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Внешняя атрибутика, как и другие составляющие имиджа, также считается важной и довольно значимой. Она подразумевает архитектурное решение дошкольной организации, оформление интерьера помещения, наличие особых признаков, по которым можно отличить одну образовательную организацию от другой.
Внутреннее пространство, являющееся местом педагогического процесса, работы и отдыха, одновременно становится средой, воздействующей на чувства человека и участвующей в формировании его духовного мира. Создание внутреннего пространства, включающего все детали, все характеристики, должно происходить в зависимости от тех представлений и чувств, которые должны возникнуть у человека в данной обстановке.
Правильно оформленная окружающая среда в конечном итоге обладает возможностью управления эмоциями и настроением человека, положительно воздействует на его физическое состояние, повышает его работоспособность.
Внешняя атрибутика дошкольной образовательной организации представляет собой совокупность фирменных элементов, позволяющих потребителям образовательных услуг, сотрудникам, организациям, взаимодействующим с ДОУ, любому человеку легко идентифицировать дошкольную организацию.
Реализуя имиджевый проект, на основе полученных на констатирующем этапе экспериментальной работы данных, была создана проектная группа. Задача проектной группы – создание проекта по формированию имиджа дошкольной образовательной организации, основными направлениями которого будут является:
1.         Формирование фирменного стиля учреждения;
2.         Повышение качества предоставляемых образовательных услуг;
3.         Развитие систем ценностей дошкольной образовательной организации.
В июне 2016 года Русское географическое общество вынесло на всеобщее обсуждение проект Концепции развития географического образования в Российской Федерации.
После проведения общественного обсуждения и доработки проекта Концепции она была вынесена на обсуждение в рамках Всероссийского съезда учителей географии в ноябре 2016 года. Итогом съезда стало решение принять за основу представленный проект Концепции и доработать его на основании рекомендаций, выработанных делегатами и участниками съезда. В результате проект Концепции был доработан и передан для согласования в Министерство образования и науки Российской Федерации.
В проекте были обозначены основные направления реализации Концепции. Одним из направлений представлено дошкольное и начальное общее образование.
Программы дошкольного и начального общего образования должны обеспечивать:
–основу для полноценного восприятия программы основного и среднего общего образования;
–формирование элементарного понятийного аппарата о России: ее географическом, природном, культурном, этнографическом и социально-экономическом разнообразии;
–осознание своей принадлежности к стране, этносу, месту проживания одновременно со способностью к восприятию достижений различных культур и стран мира;
–интерес ребенка к самостоятельным наблюдениям за объектами историко-культурного и природного наследия родного края, основам краеведения;
–отбор содержания, которое поможет ребенку на соответствующем возрастном уровне понимать и воссоздавать связи между объектами и явлениями природы и общества, воспринимать не только целостность географической картины мира, но и наличие системных, целостных образований в природе и обществе, в т.ч.
–в местах проживания учащихся;
–формирование разнообразных познавательных интересов, основ экологической культуры, понимание правил рационального поведения в природе.
Именно эти цели стали основными при выборе проектной группы определении фирменного стиля организации МБДОУ «Детский сад «Северный парк» Томского района и легли в основу Проекта «Географический детский сад».
Данный Проект представляет собой новый взгляд на особенности организации работы по созданию образовательного развивающего пространства в ДОУ. Реализация проекта осуществляется через создание модели «Географический детский сад».
При реализации проекта предполагается разработка и выполнение ряда комплексно-целевых программ. В ходе выполнения проекта возможна корректировка отдельных мероприятий.
1.         Создание конкурентоспособного дошкольного образовательного учреждения, обладающего устойчивым положительным имиджем.
2.         Повышение качества образования за счет открытости и соревновательности, как среди воспитанников, так и среди педагогов.
3.         Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательной и управленческой деятельности.
Основные направления проекта:
1.         Создание развивающей предметно-пространственной среды на территории дошкольной образовательной организации; физкультурно-оздоровительной зоны; улучшение медицинского обслуживания; разработка «климатических территорий», создание национально-этнических островков; автогородка.
2.         Создание средств визуальной информации. Формирование фирменного стиля дошкольной образовательной организации;
3.         Работа по совершенствованию внешнего облика дошкольной образовательной организации; выбор фирменного цвета, разработка эмблемы дошкольной образовательной организации, символа, гимна;
4. Работа над внешним видом персонала: наличие бейджа с эмблемой дошкольной образовательной организации.
5. Оформление ярких красочных информационных стендов, стен помещений образовательной организации, информационных папок-передвижек для родителей. Создание собственной газеты дошкольной образовательной организации, видеоролика.
5. Формирование корпоративного духа, этики дошкольной образовательной организации.
6. Сотрудничество со средствами массовой информации, размещение информации на официальном сайте в Интернете. Публикации педагогов в средствах массовой информации, профессиональных изданиях; создание страницы дошкольной образовательной организации в популярных социальных сетях в Интернет-ресурсах; развитие и продвижение собственного сайта детского сада.
7. Участие педагогов в профессиональных конкурсах различного уровня – муниципального, регионального, всероссийского.
8. Участие воспитанников в творческих, исследовательских конкурсах различного уровня – муниципального, регионального, всероссийского.
9. Паблик рилейшнз – мероприятия. Дни открытых дверей, праздники для микрорайона, организация выставок и конкурсов, проведение тематических недель. Совместные мероприятия с социальными партнерами.
10. Выступления перед общественностью. Участие в конференциях, выступления на методических объединениях, проведение мастер-классов, родительских собраний, общих собраний коллектива.
Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды в рамках проекта «Географический детский сад», способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданном географическом направлении, стала одним из ключевых моментов в рамках создания имиджа дошкольной организации. В результате внедрения проекта произошли существенные изменения в организации развивающей предметно-пространственной среды. Среда наполнена развивающим содержанием:
·           в обстановку групп кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, были включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития» и выполняют информационную функцию об окружающем мире, стимулирует активность ребенка;
·           имиджевая составляющая помогает создавать неповторимые образы при участии в профессиональных конкурсах и конкурсах детских коллективов. Так, в январе 2019 года в муниципальном конкурсе «Добрые руки» младший воспитатель ДОУ одержала победу. Всё ее выступление было проработано с учетом имиджа детского сада – начиная от макета-визитки, костюма и заканчивая этническим танцем;
·           проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи. Многие элементы развивающей предметно-пространственной среды созданы при непосредственном участии родительского сообщества;
·           в процессе работы над проектом коллективом детского сада были существенно расширены внешние взаимодействия с общественностью и социальными партнерами. Созданы группы в социальных сетях, в контакте, фейсбуке, где педагоги делятся своим опытом, демонстрируют результаты своей деятельности. Несколько педагогов во главе с руководителем стали членами «Русского географического общества». Идет тесное взаимодействие в рамках различных проектов с Томским отделением РГО;
·           статус «Географического детского сада» помог приобрести и новый профессиональный праздник – День географа 18 августа. В рамках праздника уже 2 года проводятся развлекательные мероприятия, посвящённые Дню географа;
·           Нельзя обойти вниманием микрорайон Северный, где расположен МБДОУ «Детский сад «Северный парк» Томского района. Микрорайон имеет большую узнаваемость в Томской области благодаря созданному имиджу общественного пространства. Детский сад благодаря проекту смог органично вписаться в новый микрорайон. Детей и педагогов в фирменной одежде приглашают представлять детский сад на различные мероприятия микрорайона. Эмблема сада – медведь Умка – стал неотъемлемой частью имиджа учреждения, и у многих родителей и партнеров детский сад приобрел новое название - «Умка».
Таким образом, руководством и сотрудниками МБДОУ «Детский сад «Северный парк» Томского района проведена системная, многоуровневая работа по созданию имиджа образовательной организации, уникальность которого обусловлена выбором вектора развития – реализацией географического проекта. Созданный положительный имидж детского сада обеспечивает его узнаваемость среди других образовательных учреждений муниципалитета, повышает конкурентоспособность.
Список литературы
1. Беляева Е. Ю. Управление процессом формирования деловой репутации российских компаний. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2006.
2. Важенина И. С. Имидж и репутация организации: экономическое содержание, формирование и оценка // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 2. С. 136–142.
3. Горчакова Р. Р. Особенности формирования корпоративного имиджа // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. №.2. С. 185–191.
4. Козлова Н. П. Формирование положительного имиджа и деловой репутации компании // Вестн. Астраханского гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. 2011. № 1. С. 67–71.
5. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегии, психотехнологии, психотехники – 3-е изд./ А.Ю. Панасюк – М.: Издательство «Омега - Л», 2009. – 266 с.
6. Сотникова А. С. Формирование и оценка имиджа и репутации организации // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 6. С. 136–142.
Август 2020