ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ЕГО СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
Князева Татьяна Владимировна, воспитатель, МБДОУ «ЦРР-Детский сад №9», г. Братск Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача: утверждения приоритета индивидуальности ребёнка. В переходном периоде, который переживает вся система дошкольного образования, обозначены новые ориентиры, направленные на: • содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями; • желание сделать жизнь детей более интересной; • формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка; • сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области. Сегодня мы хотим познакомить Вас с ещё одной технологией – это образовательное событие. В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка. В чём же состоит сущность понятия «образовательное событие»? Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой цели. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности. Итак, основа образовательного события – это совместная деятельность, предполагающая определенные аспекты: - включенность педагога в деятельность наравне с детьми; - добровольное присоединение детей к деятельности (без принуждения); - свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации образовательного пространства); - открытый временной конец (каждый работает в своем темпе). Образовательное событие - это одна из форм организации образовательного процесса, когда транслируемый материал становится предметом совместной деятельности педагога и детей. Деятельность ребенка (игровая, художественная, познавательно-исследовательская, учебная и т.п.) организуются таким образом, что ее результаты принимают форму вопросов, касающихся, на первый взгляд, обычных вещей: Греет ли шуба? Как изобразить, что мех пушистый? Далеко ли улетишь на зонтике? Как рыбы дышат зимой подо льдом? Обоснование интегративных возможностей образовательных событий: 1. В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения. 2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса. 3. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности. 4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира. 5. Образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности, а ребенка к обучению. 6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения. 7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности. Этапы организации образовательных событий в ДОУ: 1 этап – определение тематики образовательных событий. Мероприятия фиксируются в планах воспитательной работы. 2 этап – определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки. В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события. Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно. Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Педагог определяет, какие дополнительные ресурсы ему необходимы для проведение образовательного события (совместная деятельность с другими педагогами, родителями и др., также планируется их совместная деятельность, разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию). 3 этап – подготовка к образовательному событию. В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов. 4 этап – проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия. Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогом. Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные критерии подготовки образовательного события). 5 этап – рефлексия, эффект от участия в образовательном событии. По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс. Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств. Литература 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155). 2. Аверков М. С., Ермаков С. В., Попов А. А. Событие как единица образовательного проектирования [электронный ресурс]. – [http://opencu.ru/dcs/spaw2/uploads/files/eventop.pdf]. 3. Бахтин М. М. К философии поступка [электронный ресурс] – [http://philosophy.ru/library/bahtin/post.html].