Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Самохина Ольга Юрьевна,
учитель начальных классов,
МОУ Пановская СОШ,
г.о. Коломна, п. Биорки

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».

В.А. Сухомлинский


Россия страна – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Для того чтобы сохранить все это и приумножить нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей села, стремишься быть похожим на них. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России. Патриотическое воспитание формирует такие нравственные качества, как любовь к родному краю, желание видеть малую родину процветающей, любовь к своему народу и к семье.
Известный педагог А.С. Макаренко в своё время писал: «В нашем современном мире мало покоя и счастья, но много противоречий и отчаянья. На каждом шагу мы сталкиваемся с упадком общества. Люди проявляют все большую отчужденность друг от друга. И в это нелегкое время нам доверили воспитание детей». К сожалению, эти слова актуальны и для нашего времени. Усвоение человеческой, нравственной культуры ребенку не дается легко и сразу, поэтому необходимо помочь человеку стать личностью, направляя профессионально и с любовью его усилия.
Нынешнее молодое поколение живет, трудится, и творит в демократическом обществе. Соответственно, оно имеет право выбора идеалов и принципов. Хотелось, чтобы младшие школьники не только в будущем, но уже и сейчас сделали правильный выбор ценностей, который основывался бы на принципах патриотизма, поэтому важность развития патриотического воспитания именно в начальной школе неоспорима.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в младшем школьном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится трудиться, не будет любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Исходя из вышесказанного, главным направлением моей работы как классного руководителя является воспитание патриота и гражданина будущей России. Меня волнует не только кем станут мои воспитанники, но и какими они будут людьми. Как же добиться того, чтобы каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины?
Я считаю это направление работы актуальным и перспективным, так как без патриотического и гражданского воспитания нельзя говорить ни о нравственности, ни о духовности.
В 2009-2010 учебном году, взяв 1 класс, мною была проведена диагностическая работа по выявлению уровня патриотизма младших школьников. Проанализировав результаты работы, столкнулась с проблемой непонимания детьми элементарных нравственных и патриотических понятий таких как «честь», «долг», «совесть», «Родина», «Отечество», «малая Родина».
По результатам диагностики и бесед с детьми мною была составлена программа по патриотическому воспитанию «Воспитание патриота и гражданина будущей России» на 4 года (http://shkolapan.ucoz.ru /index/0-43).
Цель программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к истории семьи, Родине, её культуре к родному языку).
В процессе работы, направленной на развитие патриотизма младших школьников, мною было определено основное содержание воспитания:
ü  элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, важнейших законах государства;
ü представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации,
ü  в котором находится образовательное учреждение;
ü  элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
ü  элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
ü  интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
ü  уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
ü  ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
ü  начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
ü  элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
ü  интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;
ü  стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
ü  любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
ü  уважение к защитникам Родины;
ü  умение отвечать за свои поступки;
ü  негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
ü  Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Решая задачи патриотического воспитания, я строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер воспитания, основанный на детской активности.
Для реализации поставленных в программе задач, мною были определены 4 (четыре) направления деятельности.
Направление «Моя семья» (http://samohina.ucoz.ru/index/ patrioticheskoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov/0-9)
Раздел включает в себя знакомство с семьёй, её традициями, реликвиями, отношениями в семье между членами. Учит любви и уважению к предкам. Чтить их память. Мероприятия данного раздела направлены на воспитание, уважение и почитание людей старшего поколения. Заставляют совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими. Помогает становиться патриотом Родины. Формируют у воспитанников интерес к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине. Совместные праздники и классные часы способствуют укреплению связей поколений в семье, воспитывают уважение друг к другу.
Направление «Моя малая родина»
Изучение истории своего села, района; создание условия для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире; воспитывать гражданское самопознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного села.
Материал данного раздела направлен на воспитание люби к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее; развитие творческой активности. Вырабатывает привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
В данный раздел включены экскурсии, классные часы, оформление проектов «Моя малая Родина», конкурсы стихотворений и рисунков.
Направление «Россия – Родина моя»
Материал раздела направлен на формирование чувства патриотизма у воспитанников, утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, традициям и обычаям народов, знакомит с символами России, важными событиями в жизни страны. Развивает чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать. Через воспитание любви к Родине идёт формирование духовно-нравственных, патриотических качеств личности.
Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага. Развивает представления детей о государственной символике российского государства, их историческом происхождении. Воспитывает уважение к могуществу Российской державы, любви к Родине, чувство гордости за свою страну.
Направление «Культурно-историческое наследие»
В данный раздел входит знакомство учащихся с культурно – историческим наследием региона. Знакомство с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами; с бытом, обычаями, праздниками, гостеприимством; вызывает интерес к культуре русского народа. Воспитывает интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства.
В своей работе я использую разные формы работы, такие как:
ü  Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
ü  Деловые игры;
ü  Классные часы;
ü  Беседы, диспуты, викторины;
ü  Исследовательская деятельность;
ü  Коллективные творческие дела;
ü  Смотры-конкурсы, выставки;
ü  Экскурсии, поездки, походы;
ü  Трудовые дела.
Совместно с детьми в классе и в школе поводим просветительскую работу, оформляем информационные стенды «Россия-Родина моя», «Страницы истории России».
Я считаю, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Для того, чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества, появилось чувство ответственности за свое будущее, недостаточно только учебных занятий, на которых приобретаются знания, нужна система учебной деятельности и внеклассной работы, основанная на сотрудничестве учителей, учеников и родителей.
Воспитание патриотизма – это воспитание убеждений, чувств, деятельной любви к Родине и, прежде всего, чувства гражданского долга. Родители – одно из звеньев триады (ученик - родители – педагог) для создания единой воспитательной среды. Решение задач по патриотическому воспитанию школьников успешнее осуществляется только при полном взаимодействии с родителями. Работа с родителями одна из важнейших составляющих воспитания патриота и гражданина России. Для выявления представления родителей о патриотизме, в своей работе использую анкетирование. По результатам анкетирования составила тематику бесед с родителями и родительских собраний на 4 (четыре) года. Составила памятку «Как воспитать маленького патриота». Благодаря работе, проводимой с привлечением родителей, у детей проявляется интерес к познанию истории родного края, культуре. Они становятся более общительными, милосердными, активнее реагируют на различные социальные ситуации.
В МОУ Пановской средней общеобразовательной школе имени Героя Советского Союза П.Л.Черябкина существует несколько общественных объединений. И я являюсь руководителем детского общественного объединения младшего звена «Искорка», детского общественного объединения среднего звена «Пламя» и волонтерского отряда. На протяжении 4 лет мой класс полностью входил в состав детского общественного объединения младших школьников «Искорка», в котором одним из направлений является патриотическое воспитание (http://shkolapan.ucoz.ru/index/obedinenija_shkoly/0-51).
Приятно осознавать, что после 4 года работы по патриотическому воспитанию в начальной школе не прошли даром. Ребята моего выпуска не остаются равнодушными и продолжают работу вместе со мной в детском общественном объединении среднего звена «Пламя» и являются участниками волонтерского движения. Ребята сотрудничают с активом школьного музея, принимают участие в школьных мероприятиях, направленных на развитие патриотических, гражданских качеств личности. Посещают ветеранов, проводят акцию «Вахта памяти», оказывают помощь в уборке памятников.
Общественные объединения нашей школы входят в состав Союза Детских Общественных Объединений Коломенского муниципального района. Ребята активно принимают участие в районных акциях и мероприятиях, рассказывают о проведенных мероприятиях на страницах районной газеты «Созвездие».
Опыт своей работы по теме «Воспитание патриота и гражданина будущей России» я представляю в школьной газете «Школьная галактика», в газете «Край Лесной», в газете «Сельский учитель», на различных сайтах, в том числе и собственном. Выступала на региональном семинаре «Роль школьного музея в формировании гражданско-патриотической позиции обучающихся» с темой «Роль школьного музея в формировании гражданско-патриотической позиции обучающихся».
Я уверенна, что мой труд не напрасен. Нет сомнения в том, что уже в начальной школе в результате целенаправленной, воспитательной, систематической работы могут быть сформированы основы элементы гражданственности и патриотизма.
Особенностью процесса патриотического воспи­тания является то, что он длите­лен и непреры­вен, а результаты его отсрочены во времени.
Результат своей работы как классного руководителя вижу в том, что мои выпускники твёрдо усвоили важную истину: человек без патриотизма и чувства гражданственности, по сути, не имеет своей страны. Если каждый из них будет возводить дом из добра, веры и любви, никто не скажет им укоризненно: «Что за поколение выросло?!», а промолвит с уважением: «Достойная смена растёт».
Быть патриотом….
Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
И если это в сердце утвердится
Тех, кто за партой нынешней сидит,
Учитель школьный можешь ты гордиться -
Твой век земной не зря тобой прожит.
Сентябрь 2020