НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Карелина Екатерина Павловна, музыкальный руководитель, АНО ДО «Планета детства «Лада» д /с №97 «Хрусталик» г. о Тольятти
«Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо
сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием
человека и Отечества, их красоты и величия».
В.А. Сухомлинский
Дошкольный возраст – важнейшее становление личности, когда закладываются черты его личности: целеустремленность, социальная активность, эмоциональная сфера. Развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре родного края. Любовь к близким людям к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Огромные изменения произошли в нашей стране за последнее время. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок. Уровень представлений детей о патриотизме зависит от того, какое содержание материала выбрано воспитателем для восприятия и понимания, какие методы используются, как организована предметно – развивающая среда в группе, развлечение в музыкальном зале. Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, традициям. Воспитание чувства патриотизма у детей - процесс сложный и длительный. Задачи патриотического воспитания дошкольников являются: - воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. - воспитание патриотов России. - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. - проявление доброжелательного внимания к окружающим. - бережное отношение к природе. - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн). При ознакомлении детей с родной страной, русской культурой и традициями создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества. В ДОУ используются разные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей; - экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику – бюсту Маршалу Георгию Жукову); - рассказ воспитателя; - беседы о родном городе, стране ее истории; - за трудом людей в детском саду и в городе, селе; - использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, русские народные игры, сказки, песни, потешки, заклички); - знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов; - организация тематических выставок; - участие общественных и народных календарных праздников; - конкурс чтецов. Непосредственно патриотическое воспитание напрямую должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями: - анкетирование; консультация (информация для родителей); - родительские собрания; - беседы за круглым столом; - наглядная информация в раздевалке, участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок, в мероприятиях детского сада (развлечения), на возложении цветов и т.д. В настоящее время наблюдается усиление интереса людей к своей родословной. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов. Таким образом, современная педагогика располагает обширным и разнообразным инструментарием, позволяющим обеспечить реализацию задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников.