Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Шихова Луиза Наримановна,
воспитатель,
МАДОУ "Детский сад №49"
г. Тобольск
Всё мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны не только должен знать свой права и обязанности, но и владеть общепринятыми нормами и правилами взаимоотношений с людьми, быть социально развитой личностью. Когда начинать знакомить человека с его правами, воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Вероятно, начинать приучать ребёнка жить в правовом государстве и осознать себя как социально значимую личность, сформировать мировоззрение растущего человека, его отношение к миру и людям, поможет защитить себя в межличностных проявлениях.
Прежде чем приступить к конкретной деятельности с детьми, мы провели работу с родителями. Результаты проведённого нами исследования свидетельствуют о незнании родителями содержания Декларации прав ребёнка и Конвенции о правах ребёнка.
Поэтому, в первую очередь, родители были познакомлены с основополагающими документами, которые имеют огромное значение в воспитании личности малыша.
По мере освоения родителями Конвенции, они принимали непосредственное участие в её обсуждении. Была оформлена выставка детского рисунка на темы: "Вот как я играю дома", "Моя семья"; выставка плакатов под девизом: "Защитим наших детей от..."; проведены совместные праздники: "Мы мужчины", "Мамин день", "День защиты детей"; круглый стол: "Обсуждаем проблему образования".
Затем был составлен перспективный план работы по правовом воспитанию детей 4-7 лет, основой которого стала модель реализации статей Конвенции, в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения, в интеграции правового материала через различные виды деятельности с детьми.
В реализации образовательной области "Социализация" особое значение придётся созданию предметно-игровой среды с элементами правовой направленности. Она организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность в игре отразить сферы взрослой жизни, удовлетворить познавательную активность, инициативу, самостоятельность, узнать свой права и обязанности как гражданина своей страны и принадлежности человеческому сообществу через познание прав детей, живущих в других странах.
Второе по значимости право ребёнка - право на образование - реализуется в образовательной области "Познание", в темах мероприятий: "Школа", "История моего города", "Родина, любовь, Отечество", "Удивительное место на Земле". Эти знания позволяют ребёнку в будущем легко адаптироваться к новым условиям школы.
Выбирая за основу планирования интегрированную систему, содержание статей Конвенции можно внести в любую деятельность. Например, материал по статьям о гражданстве, равноправии, о детях с физическими недостатками, глухих, глухонемых, дети закрепляют в игровой деятельности: в дидактических играх "Обратись по имени", "Назови ласково"; в сюжетно-ролевых играх: "Семья", "Детский сад". Изготовление панно "Приветствие".
Раскрытию содержания статей Конвенции во многом помогает чтение художественной литературы. Анализ произведений позволяет детям оценить правильность поступков персонажей, соотнести сказочные сюжеты с действующими правами в реальной жизни, увидеть торжество закона или его нарушение.
Реализация права детей на развлечение, досуг и отдых предусмотрена в системе развлекательных и досуговых мероприятий, таких, как: "В гости к осени", "День Матери", "Новый год", "Красная книга" и т. д.
Право иметь собственные интересы, свободно мыслить, проявлять свой способности, реализуется в образовательной области "Безопасность", где дети участвуют в проектах "Право на жизнь"," Каждый в ответе за другого".
Хочется отметить, что правовые знания позволяют детям успешно проходить процесс социализации. Наблюдения показывают, что дети стали внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать помощь, поддержку. Знания своих прав и обязанностей позволяет ребёнку осознать свою гражданскую принадлежность, иметь представление о временной перспективе личности, об изменении с возрастом позиции человека.
Сентябрь 2020