ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ОТ МЛАДШЕГО ДО СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Костина Анастасия Олеговна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №89», г. Рязань Патриотическое воспитание ребенка – это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Интерес и любовь к родному краю начинаются с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной. Работу с дошкольниками в направлении патриотического воспитания, на мой взгляд, необходимо начинать уже с младших групп. Приступить к воспитанию маленького патриота нужно с самого близкого для него – родного дома и семьи. Можно провести беседы, в ходе которых формировать представление о семье и чуткое отношение к близким людям, вызывать желание у детей говорить о своих близких. Следующим шагом будет знакомство малыша с детским садом. Необходимо формировать представление о труде работников детского сада, воспитывать уважение к их труду. Самое интересное и эффективное это организовать экскурсии по детскому саду: прачечная, кухня, медицинский кабинет. Детям очень нравятся подобные мини-экскурсии по родному саду, ведь они своими глазами видят труд работников. Конечно, все это должно организовываться в игровой форме, а также согласовываться с работниками этих подразделений. В младшем возрасте можно познакомить детей с улицей, на которой расположен детский сад. Вариантом такого знакомства может быть мини-экскурсия. Для этого необходимо распечатать фотографии с узнаваемыми зданиями и строениями, которые находятся на этой улице, не забыв и про картинку самого садика. Затем провести «прогулку по улице» прямо в группе, развесив эти фотографии. В старшем дошкольном возрасте нужно начинать знакомить детей с родным городом, страной. Работая в направлении патриотического воспитания, я использовала в своей практике походы в музеи города. Конечно, организовать такую экскурсию в рамках ДОО дело непростое. Но такой поход обречен на успех. Дошкольники в музее в наше время редкость и это очень печально. Проблема в том, что педагог не хочет брать на себя ответственность за такое сложное мероприятие, еще и не в стенах детского сада. Но мы с коллегой рискнули и не пожалели. От детей был невероятный эмоциональный отклик и желание ходить в музеи еще и еще. А не этого ли мы, как педагоги, хотим добиться? Лучше всего начать с посещения музея живой природы. Ребенку близка и хорошо знакома эта тема. Дети знают, как выглядят животные – герои сказок, поэтому знакомство с животным миром заинтересует их. Также в моей практике был опыт посещения с дошкольниками и их родителями художественного музея. Опытные экскурсоводы стараются показывать те картины, которые будут интересны таким маленьким посетителям: картины с изображениями детей, животных, природы. Сложность в этом направлении заключается в том, чтобы правильно замотивировать родителей, «заразить» идеей музейного воспитания, объяснить, как это важно для развития их детей. После первой экскурсии дети и родители будут ждать вторую с нетерпением. Далее знакомим старших дошкольников с родной страной: с государственными символами, многообразием природного мира, а также с важными событиями в истории страны. В своей практике я выбрала одно приоритетное направление – знакомство детей с событиями Великой Отечественной войны, ведь 2020 год это год 75-й годовщины Победы. Мне захотелось рассказать детям (в доступной для их возраста форме) об этом важном событии. Несмотря на то, что 9 мая в этом году совпал с режимом самоизоляции, мне удалось организовать мероприятия по патриотическому воспитанию, приуроченные к этому празднику. Был организован онлайн-марафон в родительском чате: дети записывали видео, на которых читали наизусть стихи о войне и мире, был организован конкурс поделок «День Победы глазами детей», а самое главное, родители присылали рассказы о членах семьи – ветеранах и участниках ВОВ, которые они составляли совместно с детьми. Работе в этом направлении я уделила особое внимание, ведь события ВОВ являются ярким примером для воспитания патриотических чувств дошкольников. В конце хотелось бы добавить, что известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными ценностями, зародить интерес и любовь к своей стране, родной природе, своему городу, детскому саду, семье.