Конференции

ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ»

Коковина Ольга Борисовна,
Сошникова Ирина Аркадьевна,
воспитатели высшей,
МАДОУ №77 «Зоренька»
г. Северодвинск, Архангельская область

«Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно будет знать!

Костюм о людях призовет подумать.

О быте, нравах может рассказать».

Алексей Николаевич Толстой


Возраст детей: подготовительная группа.
Срок проекта: краткосрочный.
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители.
Объект изучения: русский народный костюм.
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие».
Цель: приобщение детей к истокам народной культуры через ознакомление с русским народным костюмом.
Актуальность. Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Помимо экономических трудностей Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения.
Сегодня особенно важно обратиться к традициям, восстановить те нити, которые в прежние времена связывали старшее и младшее поколение, возродить преемственность. Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые еще живы у людей старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет преемственность поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Русский народный костюм – это значительная часть традиционной национальной культуры. В его структуре отражаются религиозные, эстетические представления народа, его история и уровень культуры. Народный костюм – это не просто набор художественно выполненных деталей, это отношение человека к жизни, его восприятие окружающего мира.
Одежда защищает человека от нежелательного воздействия природной среды – от холода или жары, от снега, дождя, ветра и обеспечивает в значительной мере его существование. Кроме того, одежда выполняет еще одну функцию: она несет знаковую систему, позволяющую различать людей по полу и возрасту, по социальной, религиозной принадлежности.
Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавали традиции его изготовления. Мастерицы неизбежно вносили в изделие что-то своё, но в рамках традиционных представлений о красоте. Каждая деталь народной одежды – маленькое рукотворное чудо. Чем привычнее была форма, тем с большим искусством сочетала крестьянка цвета, располагала отделку. В постоянной нужде, в тяжелом труде проходила жизнь крестьянки, но это не мешало ей в свободную минуту заниматься творчеством, и на свет появлялось «чудо чудное, диво дивное» - русский народный костюм.
Изучение русского народного костюма как части духовного и материального наследия страны способствует воспитанию уважения к её истории и традициям, развитию у детей чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследию своих предков.
Представления воспитанников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. Окружающая действительность также не дает возможность реально приобщать детей к народной культуре.
Чем раньше мы познакомим детей с русским народным костюмом, историей его создания, спецификой одежды, научим детей самостоятельно создавать продукт творчества в рамках своего возраста, тем больше наши дети будут знать о своем прошлом, уважать его историю, ценить семейные реликвии и стремится получать знания по русскому народному творчеству, познакомятся с национальной культурой и традициями.
Изучение традиционного народного костюма способствует возникновению у дошкольников интереса к истории и традициям родного края, развивает уважение к труду и наследию своих предков. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные занятия, игры и развлечения позволяют приобщать детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.
Знакомство с русским народным костюмом имеет большую практическую пользу. Знакомя дошкольников с видами русского народного костюма, особенностями его декорирования, историей происхождения, взрослые могут сформировать у детей знания о традиционной одежде русского народа, умение использовать знания для создания современных моделей одежды, помочь развиваться творчески.
Например, расписывать заготовки различных видов русского костюма для применения их в дидактических, развивающих и сюжетно-ролевых играх. Это способствует обучению основам моделирования из различных материалов, установлению координации рук и глаз, развивает у детей правильное восприятие окружающего мира, мышление, речь, объективную художественную эстетическую оценку, творческие способности.
Задачи:
1.Познакомить детей с русским народным костюмом и его видами, обращать внимание на средства выразительности (орнамент, узор, цвет, цветовой ритм, форма).
2.Дать детям знания об истории русского народного костюма. Знакомить с русскими народными промыслами (создание элементов одежды, моделирование, женское рукоделие, способы украшение к символике русского костюма).
3.Развивать умение использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности.
4.Углублять интерес детей к литературе, народному фольклору, к изделиям декоративно-прикладного искусства, народным традициям.
5.Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника, обогащать словарный запас.
6.Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
7.Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
Предполагаемый результат:
·дети познакомились с русским народным костюмом, его видами, средствами выразительности, отражают полученные знания в творческих работах, самостоятельной деятельности;
·созданы развивающие игры «Одень девочку в национальный костюм», «Одень мальчика в национальный костюм»;
·совместно с родителями оформлен альбом рисунков «Русский народный костюм»; «Народный костюм в живописи», «Национальные костюмы»;
·организовано развлечение для детей «Русские посиделки».
1этап – Подготовительный
1) Изучение литературы.
2) Оформление консультации в родительский уголок «Как жили люди на Руси».
3) Подбор информационного материала (художественная литература, дидактический материал, создание презентации, подбор картин, стихов, загадок, пословиц, изготовление игр, альбомов).
4) Составление конспектов занятий.
2этап – Основной
Проблема: реализуя тему «Одежда», была организована выставка детской одежды, где ребята нашей группы совместно с родителями представили модели современной одежды. Один мальчик пришел в красной русской рубахе, украшенной тесьмой, вышивкой. Ребята были заинтересованы, внимательно рассматривали рубаху. От детей прозвучал вопрос: - а наши прабабушки и прадедушки тоже носили такую одежду? Кто-то давал положительные и отрицательные ответы, кто-то говорил, что не знает. И дети захотели узнать, в какой одежде ходили люди на Руси.
Предложили ребятам узнать о русской народной одежде.
·Беседы: «Как наши предки шили одежду», «Какую одежду носили на Руси», «Русский народный костюм», «Символ русского костюма» во время которых ребята познакомились с историей русского национального костюма, особенностями его внешнего вида, головными уборами, обувью, с декоративными элементами, орнаментами, символикой цвета, тканями (лен, хлопок, шелк, шерсть), процессом получения ткани, пословицами об одежде, отгадывали загадки, играли в игры.
·Создавали незабываемые образы русских людей и изображали их в традиционных национальных костюмах выдающиеся русские художники А.Г. Веницианов, В.М. Васнецов, Н.Е. Рачков, А. И. Корзухин, Н. П. Богданов-Бельский и др.. Их картины отражают сельскую жизнь, русские обычаи, традиции, внешний вид русских людей. Дети с интересом рассматривали картины, задавали вопросы, вступали в атмосферу непосредственного живого общения, что создавало положительный эмоционально-психологический климат.
·Посмотрели компьютерную презентацию «Русский национальный костюм», «Одежда русских людей».
·Играли в дидактические игры «Одень девочку в национальный костюм», «Одень мальчика в национальный костюм», «Собери узор», «Узнай картину по описанию», в которых дети закрепляли знания, полученные ранее.
·Составляли рассказы «Народные костюмы». Воспитатель вместе с детьми оценивает рассказ каждого ребенка. В конце занятия присваивается звание «Лучший сказитель группы».
·Чтение русских народных сказок «Царевна лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Волшебное кольцо», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Сивка-бурка», «Василиса прекрасная» и др., К.Д. Ушинский «Как рубаха в поле выросла». Обращали внимание на одежду героев, детали костюмов.
·Продуктивные виды деятельности: рисование «Украсим сарафан для Алёнушки», «Украсим узорами рубаху», «Алёнушка и Иванушка», раскрашивание раскрасок, лепка «Барышня-крестьянка», конструирование из бумаги «Алёнушка в сарафане», аппликация «Украсим русский костюм».
·Родители приняли участие в создании костюмов для кукол, конкурсе рисунков «Русский народный костюм», создании альбома «Национальный костюм», где были представлены костюмы Бурятии и Дагестана.
·Провели викторину «Русский костюм», на которой обобщили представления детей о русском народном костюме, отгадывали загадки, упражнялись в назывании пословиц. Ее цель: упорядочить и закрепить знания детей о русском народном костюме. Развивать у детей интерес к нашей истории, стремление к участию в игре и победе.
·Развлечение «Русские посиделки», на котором ребята разыграли драматизацию сказки «Сарафан в гостях у Рубахи», девочки продемонстрировали платки: оренбургский, паутинка, павло-посадский, пропели частушки об одежде, поиграли в русские народные игры «Мой платочек голубой, «Золотые ворота», «Ручеек».
3 этап – Заключительный.
Результат:
1. Дети познакомились с русским народным костюмом, его видами, средствами выразительности, отражают полученные знания в творческих работах, самостоятельной деятельности.
2. Игровая среда группы пополнилась развивающими играми «Одень девочку в национальный костюм», «Одень мальчика в национальный костюм».
3. Совместно с родителями оформлен альбома рисунков «Русский народный костюм», «Национальные костюмы», «Народный костюм в живописи», сшиты народные костюмы для кукол.
4. Организовано развлечение для детей «Русские посиделки».
5. Презентация проекта.
Проведя такую большую работу, мы убедились, что дети нашей группы познакомились с русским народным костюмом, его видами, средствами выразительности, отражают полученные знания в творческих работах, самостоятельной деятельности. Вместе с родителями постарались привить уважение и любовь к традициям и обычаям русского народа, воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой народ, дети научились ценить русский народный костюм как необходимый элемент национального декоративно-прикладного творчества.
Список литературы
1.О.А. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа. Учебно-методическое пособие. – Спб.: Детство-П, 1998.
2.Русский народный костюм. Знакомство детей с историей и культурой России: учеб. пособие/Н.Н. Леонова.- М.: Издательство ВЛАДОС, 2008.
3.Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
4.Знакомство детей с русским народным творчеством. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Яковишина и др. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - 3-е изд., - СПб: «Детство-пресс», 2015.
2020-09-28 16:19 Сентябрь 2020