Дудкина Татьяна Владимировна, воспитатель, МБДОУ ЦРР детский сад №2 «Палех» г. Обнинска Актуальность Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...». Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. 9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки. Проблема В преддверии празднования 70 годовщины со Дня Победы, беседуя с детьми я отметила, что многие дети не знают о личном вкладе близких в приближении Победы в ВОВ, причина этому является, то что родители не рассказывают детям о родственниках, участвовавших в ВОВ. Из бесед с родителями выяснилось, что во многих молодых семьях, частично утерян или вовсе не сохранился фото и документальный архив. Я считаю, что, знакомя детей с событиями ВОВ недостаточно одного обогащения знаний. Важно, чтоб у каждого воспитанника возникали свои эмоции, переживания, должен присутствовать личный эмоциональный опыт, причастность к данному событию. Поэтому мероприятия, в которых дети примут участие должны стать для каждого ребенка событием личностным. Методические рекомендации Чувственный опыт можно приобрести с помощью: - Переживания своей причастности к событиям: изучение семейных архивов, воспоминаний родственников, посещение захоронений предков. - Эмоциональных переживаний при ознакомлении с художественными произведениями: рассматривание иллюстраций, прослушивание стихов и песен, знакомство с плакатами. - Получения (приобретения) знаний, новых сведений: чтение художественной литературы, посещение библиотеки, беседы на наглядно-иллюстративной основе, посещение музея. - Собственной деятельности: рассказывание другим о предках, о том, что узнал нового, разучивание элементов строевой подготовки, организация режиссёрских и сюжетно-ролевых игр, организация сюжетные игры (госпиталь, полевая кухня, боевое задание), спортивные соревнования с военной тематикой. Гипотеза: Я предполагаю, что если организовать совместную деятельность всех участников образовательного процесса по ознакомлению дошкольников с Великой Отечественной Войной, используя интеграцию разных видов деятельности, то это будет способствовать развитию семейных традиций, расширению представлений о ВОВ, воспитание любви к Родине, формированию нравственно-патриотических чувств ребенка, обогащению его эмоционального и чувственного опыта. Цель проекта: Осуществление нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе обогащения знаний о героической истории Отечества в годы ВОВ. Задачи проекта: Для детей 1.Формировать у детей чувства любви к Родине на основе приобщения к истории страны. 2.Уточнить и расширить знания детей о ВОВ. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне. 3.Активизировать и расширить словарь по теме. 4.Воспитывать нравственные качества: чувство гордости, уважения и благодарности к участникам ВОВ, родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину. 5.Развивать эмоциональную отзывчивость, найти отклик в сердцах детей на события, происходящие во времена ВОВ. Для родителей 1.Повышать компетентность в вопросе патриотического воспитания детей. 2.Обогащать совместный эмоциональный опыт семьи. Для педагогов 1.Обогащать развивающую предметно – пространственную среду группы. 2.Привлекать родителей к участию в педагогическом процессе по патриотическому воспитанию детей. 3. Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта Ресурсное обеспечение. 1.Методическая литература. 2.Художественная литература. 3.Интернет-ресурсы. 4.Материально-техническое оборудование: -иллюстрации. -фотографии. - картотека дидактических игр. -интерактивная доска. -аудио система. -медали и награды ВОВ. -игровой материал для сюжетных игр (военная форма, флажки, пилотки, бинокль, фронтовые письма треугольники и т.д.). Ожидаемые результаты: 1.Уточнение и обогащение знаний детей о ВОВ, о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны. 2.Проявление у дошкольников чувства гордости, уважения и благодарности к участникам ВОВ, родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину. 3.Повышение педагогической компетентности родителей. 4.Обогащение совместного эмоционального опыта семьи. Паспорт проекта Название проекта: «День Победы» Автор проекта: Дудкина Татьяна Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории Тип проекта: Комплексный практико-ориентированный, групповой, среднесрочный. Участники проекта: · дети 5-6 лет. · воспитатель группы. · специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре психолог. · родители. · социальные партнеры: библиотека, городской музей, музей «Судьба солдата». Продолжительность проекта: февраль – май. Итоговое мероприятие: Концерт, посвященный празднованию Дня Победы «Мы помним, мы гордимся». Теоретическое обоснование проекта Проблема патриотического воспитания детей сегодня очень важна. В последнее время искажение исторических фактов, а то и их переписывание ставит её в ряд жизненно важных и требует поиска новых подходов к воспитанию и организации обучения подрастающего поколения. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, доброты, честности, готовности служить Родине и т. д. По признанию великих педагогов и психологов (Л.С. Выготский, А.Г. Асмолов, А.В Запорожец, Т.С. Комарова, В.А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.) период от рождения до школы имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. В этом возрасте интенсивно идет его психическое развитие, закладываются основы личности, развивается эмоционально-чувственное восприятие действительности. Поэтому дошкольников надо воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно исторической жизни страны. Старинная мудрость гласит: «Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего. Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.» Впечатления детства остаются в сердце навсегда. Вот поэтому основой воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию должно лежать развитие чувств дошкольников. Известный психолог А.В. Запорожец говорил, что нравственные чувства развиваются под влиянием условий и воспитания. Важно не только обогащать впечатления, но и воспитывать чувства и отношения, развивать эмоциональную отзывчивость. Главное в патриотическом воспитании – разбудить чувства, найти отклик в их сердцах на происходящие события жизни, наполнить её интересной и содержательной деятельностью. Только чувства способны построить прочные барьеры для положительных поступков и эмоционального отношения к ценностям. Патриотическое воспитание — это процесс формирования сознания человека, любящего свою Отчизну, гордящегося историческими событиями своего народа. Его важность подчеркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в РФ», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», указе Президента «О совершении государственной политике в области патриотического воспитания». На современном этапе дошкольное образование самый первый, самый важный уровень образования (Федеральный закон «Об Образовании в РФ»). Во ФГОС ДО ключевого принципа служит поддержка разнообразия детства, предполагающая развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в привлекательных видах деятельности. Задачи решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей. Во ФГОС ДО подчёркивается необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Согласно программным документам ДОО должны перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, разнообразить формы педагогической работы, выйти за пределы своей педагогической организации и стать открытой системой. Социальное окружение в образовании создает новые возможности для улучшения его качества, создания единого воспитательного, образовательного и культурного пространства (Федеральный закон «Об Образовании в РФ»). Взаимодействие с социумом – неотъемлемая часть развивающей среды в формировании целостного жизненного опыта ребенка. Следовательно, необходимо расширять образовательную среду через сотрудничество с семьями воспитанников, общественными организациями. Важно единство образовательного пространства детского сада, семьи и социума. Я считаю, что эффективным методом решения проблемы патриотического воспитания является целостный подход к воспитанию, каким является проект. Проект связывает обучение с жизнью через наблюдение за окружающим и выражение личного отношения к увиденному. Проектная деятельность развивает познавательную активность, основана на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию, вариативности, формирует навыки сотрудничества и воздействует на все стороны личности ребенка, охватывая образовательную среду, нерегламентированную деятельность, режимные процессы, игры и досуг. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, анализировать. Я считаю, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода. II Практическая реализация проекта Этапы. 1 этап Организационно-подготовительный 1.1 изучение литературы; 1.2 выяснение отношения родителей к проблеме; 1.3 оценка знаний детей о ВОВ; 1.4 анализ возможностей предметно-развивающей среды ДОУ и социального окружения 2 этап Основной Проблемная ситуация: (В группу приходит необычное письмо-послание фронтовой уголок. Воспитатель с детьми рассматривает необычное письмо. Затем спрашивает детей: А вы знаете что это такое? Педагог выслушивает ответы детей и задает следующие вопросы: «Что вы знаете о ВОВ о её героях? Что хотели бы узнать? Что можно сделать, чтоб узнать?» Принятие задач детьми и планирование детской деятельности по реализации проекта: Воспитатель привлекает детей к планированию деятельности по проекту, просит принести книги, иллюстрации, фото, экспонаты для музея по теме проекта. Реализация проекта: Реализация проекта происходит в разных видах образовательной деятельности: · игровая, · коммуникативная, · изобразительная, · познавательно-исследовательская, · восприятие художественной литературы и фольклора, · конструирование, · элементарно-бытовой труд, · музыкальная, · двигательная. План работы по взаимодействию c родителями: 1. Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников». 2. Привлечение родителей к изготовлению костюмов и георгиевских лент. 3. Возложение цветов к Вечному огню. 4. Участие в мероприятиях, проходящих в городе посвященных памятной дате (Возложение цветов к Вечному огню, шествие в «Бессмертном полку». 5. Оформление книжной выставки «Дети-герои». 6. Оформление фотоальбома «Сопричастность». 7. Оформление тематического альбома «Мой дедушка ветеран» 8. Создание группового мини-музея «Путь к Победе». 9. Совместные экскурсии в библиотеку, «Музей солдата». 10. Участие в городском конкурсе детских рисунков «Мир — это главное слово на свете». 11. Разучивание стихотворений к конкурсу чтецов «Мы помним, мы гордимся». 12. Создание презентаций «Мы помним….». 3 этап Заключительный Детский парад Победы Концерт, посвящённый празднику «Мы помним, мы гордимся» Продукт проекта: · Тематические альбомы: «Сопричастность», «Дети –герои ВОВ», «Мой дедушка ветеран», «Бессмертный полк», «История семьи в ВОВ». · ежегодный концерт, посвященный Дню Победы. · стенды для родителей «Награды ВОВ», «Города-герои», информационные папки «Герои ВОВ», «Дети-герои ВОВ». · оформление книжной выставки «День Победы». · фотоальбом «Наши защитники». · выставка детского творчества. · создание методических пособий в рамках темы проекта. Полученные результаты: · Обогатились знания детей о ВОВ, о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне. · Активизировался словарь по теме. · Удалось привлечь семьи воспитанников к совместной деятельности по патриотическому воспитанию и формированию чувства сопричастности к истории Родины. · Участие в проекте вызвали большой эмоциональный отклик у детей и взрослых, привели к сплочению детского коллектива и объединению семей. · у дошкольников появились чувства гордости, уважения и благодарности к участникам ВОВ, родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину. Перспективы дальнейшего развития проекта: · Создать картотеки игр, загадок и стихотворений по знакомству детей с ВОВ. · Рекомендовать родителям посетить с детьми праздничные мероприятия, посвящённые Дню Победы, создать дома альбомы, презентации «Мы помним, мы гордимся…». · Совместно с родителями провести экскурсию с детьми к новым памятникам. Продолжать взаимодействие с городским музеем, библиотекой.