ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Добрякова Елена Викторовна, воспитатель, МБДОУ «Детски сад № 165» г. Нижний Новгород Добрый день. В соответствии с целью нашей работы, эффективность воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: Научно-исследовательские условия: - Изучение литературы по практическому воспитанию детей таких авторов как: Кондрыкинская Любовь Анатольевна «С чего начинается Родина?», Комратова Надежда Георгиевна «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. Методическое пособие» Александрова Елена Юрьевна Князева Ольга Львовна «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Маханёва Майя Давыдовна «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации.» - Изучение литературы по проблеме организации проектной деятельности в ДОУ Веракса Николай Евгеньевич, Веракса Александр Николаевич, Виноградова Е.А. и Панкова Е.П. В работе с детьми используются следующие методы и технологии: - технологии проектной деятельности; - личностно-ориентированная технология; - технология игрового обучения; - метод наблюдения и беседы; - информационно-коммуникационные технологии. Организационно-педагогические условия: - Курсы повышения квалификации; - самообразование; - самоанализ деятельности; - просмотры открытых занятий; - выступление на педсоветах; - публикация в сетевых сообществах. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. В связи с этим принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года N 1493) Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию…Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Проблема формирования патриотических чувств имеет особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, поскольку именно в данный период социальное развитие осуществляется не только в ходе влияния внешних факторов, но и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе. В этой связи возрастает значение адекватного выбора форм и средств, позволяющих осуществлять патриотическое воспитание старших дошкольников с максимальной эффективностью. Большинство авторов указывают на важность и значимость формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Одним из наиболее эффективных методов является метод проектов. Проектная деятельность не только расширяет знания детей об окружающем мире, но и даёт им возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, успешно адаптироваться в изменившейся ситуации, обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности. Открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта, общения с окружающим миром, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: Константин Дмитриевич Ушинский, Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Кондрыкинская Любовь Анатольевна, Комратова Надежда Георгиевна, Александрова Елена Юрьевна, Новицкая Марина Юрьевна и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В работах Н.В. Алёшиной, А.А. Зеленовой, М.Д. Маханёвой рассматриваются проблемы приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, Отечеству. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования (Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Киселева Л.С,Штанько И.В., Виноградова Н.А., Панкова Е.П.) Познавая в творческой деятельности окружающую действительность, пишет Л.А.Венгер: «ребенок проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ней, чувствует себя «активным деятелем», постоянно открывающим что-то новое» Целью нашей работы в ДОУ является воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Задачи: Способствовать воспитанию в детях любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице, городу; Развивать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому; Вызвать чувство ответственности и гордости за достижения России; Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через проектную деятельность. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности. «Проектная деятельность является эффективным средством в воспитании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» (метод проектов, дает возможность расширить образовательное пространство, включить в него большое количество детей и взрослых, становится стимулом включения в совместную деятельность детей, педагогов и родителей) Ведь в реализации любого проекта дети и взрослые объединяются, происходит интеграция знаний с опытом жизнедеятельности, интеграция воспитания и образования, интеграция воспитательных возможностей семьи и детского сада. Нашу работу мы разделили на 3 этапа, этапы реализации проекта происходят по нескольким направлениям: В организации совместной деятельности взрослого с детьми На 1-м этапе в работе с детьмимы изучили, проанализировали методическую литературу по данной теме. Был составлен перспективный план, разработаны проекты, проведена педагогическая диагностика, проанализирована и пополнена среда, разработан мини-музей «Народные промыслы», проведены экскурсии с детьми. В Работе с родителями на 1-м этапе были подобраны анкеты, проведено анкетирование родителей, а также проведены индивидуальные беседы с родителями. Взаимодействие с социумом на 1-мэтапе строилось следующим образом. Нами был установлен контакт с библиотекой им. Некрасова и составлен тематический план совместных мероприятий, также была проведена экскурсия для воспитанников детского сада. На 2-м этапе работы с детьми были: - реализованы проекты; - с участием детей были созданы альбомы; - и значительно пополнился мини-музей «Народных промыслов». Так же на 2-м этапе были разработаны консультации и памятки для родителей. На этом же этапемы с детьми посещали тематические мероприятия в библиотеке. На 3 этапе работы, детьми были созданыфотоколлажи по итогам проектов; была проведена выставка совместного творчества; нами была проведена педагогическая диагностика, сравнительный анализ результатов. Для родителей на 3-м этапе был проведен круглый стол по теме, праздники и развлечения. По взаимодействию с социумом был произведен анализ совместной работы, определена эффективность работы, её целесообразность и перспективы на дальнейшее сотрудничество с библиотекой. Для определения уровня развития патриотического воспитания дошкольников, мы руководствовались методикой обследования патриотического воспитания в детском саду М.И. Новицкой, С.Ю Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой. В критерии оценки, вошли следующие параметры: - чувство привязанности к семье, городу, краю. - чувства гордости и уважения к культуре и традициям своего народа. - бережное отношение к природе и всему живому. - познавательный интерес в исследовательской деятельности. В результате обследования мы увидели, что дети затрудняются назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называют природные богатства России, природно-климатические зоны; заботятся о близких, проявляют дружелюбие, но не считаются с интересами товарищей, не умеют договориться с ними, не оказывают помощь; анализируют поступки с помощью взрослого, не проявляют самостоятельности. В группах создали предметно-развивающую среду патриотической направленности: - оборудовали центр «Моя Родина - Россия»; мини-музей «Народные промыслы». Обогатили центры «Экологии» «Художественного творчества» «Театра». - оформили лепбуки для рассматривания: «Моя семья», «Россия знаем, любим, гордимся», «Чудесный узор». Дидактические и развивающие игры «Русские народные сказки», «Народное искусство детям» серия наглядных пособий. Авторские развивающие альбомы. - оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки» и др. - подобрали методическую, художественную литературы о природе, о дружбе, русские народные сказки литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др. - Подобрали энциклопедии, атласы, наглядные пособия. - Приобрели раскраски «Узоры народных промыслов». - Обогатили различные виды театра. - Изготовили новые дидактические игры. Свою работу с детьми мы строили на основе главных методических принципов: учёт возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения. Система и последовательность работы по воспитанию патриотических чувств детей представлена в следующих блоках. «Моя семья — моё богатство» - Воспитывать у детей интерес к своей семье и сохранение семейных ценностей, традиций и обычаев, воспитывать уважение к членам семьи. «Мой родной край» - Воспитание у детей патриотических чувств, в процессе знакомства с родным краем и любви к своему родному краю, расширение кругозора. «Войди в природу другом» - Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы. «Спешим делать добро» - Формировать самооценку своих поступков, побуждать объективно, и вместе с тем доброжелательно оценивать поступки других людей. Воспитывать чувство взаимопомощи. Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей. В каждом разделе были разработаны серии проектов таких как, «История моей семьи» «Семейные традиции» и т.д. «Мой дом», «Моя Родина Россия» «Наш город» «Мой любимый Ленинский район» «Народные промыслы Нижегородского края» «Природа родного края» «Птицы-наши друзья» «Красная книга Нижегородского края» «От добрых мыслей к добрым делам» «Русские народные сказки» «Остров Дружбы» Формы и методы образовательной деятельности в рамках проектов “Моя семья – моё богатство”: Основной формой работы с детьми является организованно- образовательная деятельность, так же совместная деятельность взрослого и детей, и ребенка со сверстником. И создаются условия для организации самостоятельной деятельности детей. Чтобы добиться развивающего эффекта обучения мы используем: Экскурсии в детскую библиотеку им. Некрасова. Рассматривание открыток, иллюстраций, семейных фотографий. Драматизации сказок: «Заюшкина избушка» «Лисичка-сестричка и волк», «Рождественская ёлка» и т.д. Сюжетное рисование на тему: «Мой родной город» «Доброта», «Городецкие узоры», «Заюшкина избушка». Аппликация «Подарки пожилым людям». Коллективное творчество «Хоровод дружбы», «Пусть всегда будет солнце» и т.д. Так у нас в рамках проекта «Моя семья», дети, рассмотрев иллюстрацию по теме подготовили презентации «Моя мама», изготовили генеалогические древа и с любовью и гордостью рассказали друзьям о своей семье, к 8 марта и 23 февраля дети всегда рисуют портреты своих любимых родителей. В рамках проекта «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ», дети с экскурсией посещали библиотеку им. Некрасова, выезжали с родителями на экскурсии по достопримечательностям Нижнего Новгорода, проводили игровые экскурсии по Нижегородскому кремлю, рисовали по теме «Народные промыслы» и показывали презентации на эту тематику и т.д. На этапе проекта «ВОЙДИ В ПРИРОДУ ДРУГОМ», дети наблюдали за природой на прогулках, участвовали в акции «Покормим птиц зимой», сажали однолетние растения на клумбах и рассаду овощей на огороде, рисовали растения и животных России, создали альбом «Травы родины моей», провели выставки совместного творчества, проводили детские мастер-классы и т.д В рамках проекта «СПЕШИМ ДЕЛАТЬ ДОБРО» дети участвовали в драматизациях русских народных сказок, показывали спектакли малышам, например, такие как «Лисичка-сестричка и волк», «Заюшкина избушка» и т. д, принимали участие в коллективном творчестве – ко Дню защиты детей создали замечательную стенгазету «Пусть всегда будет солнце», придумывали и рисовали природоохранительные знаки и плакаты. Работа по воспитанию в детях чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они участвуют в совместных развлечениях, досугах и праздниках «День защитника Отечества», «День защиты детей» «День матери» и другие; в оформление фотовыставок и выставок детского творчества «Великий праздник День Победы», «Мы живём в России». Для родителей подготовили и провели родительские собрания на темы: «Патриотическое воспитание детей в семье» «Маленькие граждане большой страны». Оформила консультативно-методический материал по теме. Консультации «Воспитываем культурой и красотой», Мастер-класс «Народная кукла» Привлекали родителей к активному участию в сборе краеведческого и познавательного материала для мини-музея «Народные промыслы». Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в изготовлении атрибутов к играм, музыкальным драматизациям, в пошиве костюмов, в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях. На заключительном этапе мы провели, повторно, педагогическое наблюдение и результатом проводимой работы явилась положительная динамика развития детей. Повысилось количество детей, которые заботятся об окружающей природе, близких, оказывают помощь, проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, умеют договориться со сверстниками, анализируют поступки. Дети, с удовольствием и гордостью, рассказывают о членах своей семьи и ближайших родственниках. Проявляют радость, восторг от увиденного в растительном и животном мире; получают положительные эмоции, задают вопросы о растительном и животном мире; самостоятельно преодолевают познавательные затруднения в поисковой деятельности; умеют доказывать и аргументировать свои ответы. В результате проделанной работы, мы видим, что дети любят и чувствуют привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывают гордость и уважение за русскую культуру, традиции, гордятся своим народом, его достижениями, бережно стали относиться к растениям, животным и птицам. Стали более ответственно относится к чистоте на улицах города, обращать внимание окружающих на поддержание чистоты. Эффективное использование проектной деятельности привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. В конце каждого проекта проводилось заключительное мероприятие (праздники, конкурсы, викторины) Список литературы 1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.- 80 с. 2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. 3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2016. 4. Костина Э.П., Кочнева Н.Н., Л. Г. Каримова, Л.А.Семикова. Мой родной дом. Программа (для детей 4-7 лет). Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород: Талам, 2000. - 96 с. 5. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224 с. 6. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., и доп. СПб.: Детство-Пресс, 2000. - 304 с.:ил. Новицкая М. Ю. Афанасьева С. Ю., 7. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе». – М.: Дрофа, 2010. – 156 с. 8. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет.- М.Мозаика – Синтез, 2016. – 80 с. 9. Шорыгина Т.А. Беседы о детях героях Великой Отечественной войны.- М.: ТЦ Сфера, 2014. - 80 с. (вместе с детьми).