Ефимова Елена Андреевна, инструктор по физическому воспитанию, МАДОУ д/с № 26 «Золотая рыбка» г. Кумертау В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Это и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Патриотизм — это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Поэтому задачей педагогов дошкольников, является: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, улице; - формирование бережного отношения к природе и всему живому (экологический паспорт ДОУ, участков для прогулок, экологическая комната); - воспитание уважения к труду; - развитие интереса к русским традициям и промыслам; - расширение представлений о городе (экскурсии в краеведческий музей); - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн), патриотическиеуголки в группах; - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям: 1. Методическое сопровождение. 2. Работа с детьми. 3. Работа с родителями. Каждое из направлений связано между собой и включает в себя: 1. Знакомство с родным городом, его историей. 2. Знакомство с родным краем и Россией. 3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа. 4. Знакомство с былинными героями и их подвигами. 5. Знакомство с государственной символикой города, страны. Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, нравственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь заложено. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Задача педагогов и родителей –– как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле. Большое значение имеет семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных музеев, организация фотовыставок, выставок и рисунков детей, составление семейного древа, гербов семьи, что помогает детям понять, что семья – ячейка общества. Родители принимают активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок: «Лучшая елочная игрушка», «Дары осени», и др. Участие в проектах «Моя родословная», «Герб семьи», проведение фотовыставок «Моя семья», «Летний отдых семьи». Воспитание патриотизма и гражданственности является одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.