Конференции

МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА» КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Назарова Елена Борисовна,
старший воспитатель,
МБДОУ № 104
г. Курск
В любом возрасте дети задают много вопросов взрослым. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. А чтобы ответить на тысячи детских "почему", в нашем дошкольном учреждении был создан мини-музей под названием "Русская изба". Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. Музей играет важную воспитательную и образовательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества между детским садом и семьей. Практика показывает, что создание мини-музеев способствует тому, что у детей и взрослых возникает желание получить больше информации. Это подтверждается рассказами воспитанников о посещении выставок в выходные дни, о походах в музеи города с родителями, а также активной поддержкой родителей в собирании материалов для групповых музеев. Мини-музей «Русская изба» является интерактивной экспозицией: дети могут покачать люльку, завернуть, убаюкать малыша, спеть ему колыбельные, которые можно выучить и услышать здесь же. Можно рассмотреть расписные ложки, миски и раскрасить заготовки их самому. Можно с помощью ухвата достать их печи котелок, подбросить в печь дрова. Можно посмотреть, как насыпаются угольки в утюг, и многое другое, с чем ребенок может взаимодействовать. Проект обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, проект опирается на следующие ценности:
·           ценность мира, как общего дома для всех жителей Земли;
·           ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества;
·           ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу, заботиться о младших, уважать старших;
·           ценность слова, как возможность общаться;
·           ценность природы, как осознание себя частью природного мира, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;
·           ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание;
·           ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;
·           ценность познания мира;
·           ценность свободы выбора, как возможность совершать поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Главная цель проекта — собрать предметы, которые "рассказывают" детям о жизни и быте наших предков, обратить внимание на редкие и уникальные предметы русской старины, собранные в музее. И тогда дети с удовольствием узнают о происхождении этих предметов, их назначение, стараются запомнить названия. Важно заинтересовать воспитателей в проведении занятий с детьми, рассказывать об экспонатах, представленных в музее, понять предназначение предметов.
Мини - музей «Русская изба» был создан с целью:
осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализацию дошкольников.
Задачи:
- включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея;
- способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей;
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русского быта;
- повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.
Работа в музее строится на принципах:
Наглядность.
Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал:
- русская печка, деревянные лавки, посуда, утварь,
- изделия народных промыслов.
- прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;
- лоскутные одеяла; и др.
Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Интерактивность. В музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы, (не с «музейной» атмосферой, а с возможностью введения ребенка в особый мир путем действенного познания).
Периодически музей пополняется экспонатами, здесь же могут размещаться работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.
Содержанием работы музея русского быта является:
·      проведение НОД для дошкольников;
·      посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ;
·      организация экскурсий для детей и их родителей.
Предполагаемые результаты
У детей:
1.         Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории родной страны;
2.         Активизация представлений о малой родине как о природном комплексе с разнообразным животным и растительным миром;
3.         Отражение в художественно – творческой деятельности (музыке, костюмах, театральной деятельности, рисовании, лепке, литературе) темы любви к родному краю;
4.         Вызвать постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства;
5.         Обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа, его обычаях;
6.         Обогащение словарного запаса детей;
7.         Сформированность представлений о морально-нравственных ценностях: доброте, красоте, трудолюбии;
8.Развитие коммуникативных навыков, уважительного отношения к
взрослым, сверстникам;
У родителей:
1.         Пробуждение желания открывать и систематизировать собственные познания в мире краеведения;
2.         Активизировать участие вместе с детьми в поисковой, художественно – творческой деятельности ДОУ;
3.         Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса.
У педагогов:
1.         Пополнение своего педагогического арсенала научными обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения.
Перспективный план проекта.
1 Этап: Подготовительный
*Изучение литературы по данной теме; приобретение справочной и иной литературы по теме мини-музея;
*Приобщение специалистов ДОУ для осуществления проекта;
*Составление перспективно – тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарём;
*Составления графика посещения музея детьми;
*Проведение выставок, фольклорных праздников на основе полученной информации детьми при посещении музея.
2 Этап: Основной
Реализация проекта в образовательную практику:
- работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы;
- работа с родителями и воспитателями (организация совместной деятельности родителей и детей);
- оснащение предметно — развивающей среды (оформление музея в соответствии с темой).
3 Этап: Обобщающий
· систематизация материалов;
· анализ проделанной работы;
· планирование продолжения деятельности в следующем учебном году.
Формы и методы работы
Наглядный метод используется во время:
· чтения педагогом рассказов;
· рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
· проведения дидактических игр;
· экскурсий;
· моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
· чтения литературных произведений;
· бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
· ответов на вопросы педагога, детей;
· проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
· сообщения дополнительного материала воспитателем;
· загадывания загадок;
· рассматривания наглядного материала;
· рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
· разбора житейских ситуаций;
· проведения викторин;
· чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо:
· организовывать продуктивную деятельность;
· провести игры (дидактические, малоподвижные, инсценировки и др.);
· раскрашивание заготовок из дерева, лепка из соленого теста;
· организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
Работа в музее:
• пополнение экспонатов музея, взаимодействуя с родителями;
• создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок народного творчества;
• проведение экскурсий для воспитанников, родителей и педагогов.
Формы работы с родителями
· родительские собрания на духовно-нравственные темы;
· открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
· вечера вопросов и ответов;
· проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);
· анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
· индивидуальные консультации специалистов;
· наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
· совместные экскурсии;
· благотворительные ярмарки;
· совместные с родителями праздники.
Планирование работы по проекту
Подготовительный этап:
1. Изучение литературы и информации из интернет-ресурсов.
2. Оформление наглядного материала для родителей.
3. Консультации для родителей: «Как люди на Руси жили?», «Мини — музей в группе», «Предметы быта дедушек и бабушек».
4. Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба». Подбор и изучение экспонатов, информации, литературы собранных родителями.
5. Анкетирование родителей с целью востребованности и актуальности данного проекта.
Основной этап
1. Чтение художественной литературы. Заучивание: потешки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.
2. Рассматривание альбома «Старинные предметы домашнего быта».
3. Загадки о предметах быта.
4. Экскурсия в мини-музей «Русская изба».
5. Музыкальная деятельность: слушание и исполнение народных песен.
6. Продуктивная деятельность: «Раскрась ложку», «Лепим чугунок» и др.
7. НОД «Русская матрешка», «Предметы русской старины», «Домашняя утварь».
8. Продуктивная деятельность «Кукла - мотанка».
9. Дидактические игры: «Подбери мебель для избы», «Собери посуду», «Составь узор», «Одень куклу».
10. Беседы с детьми по теме проекта: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Самовар», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие;
11. Игры «Бирюльки», «Волчок».
Итогом детской деятельности служат выставки детского творчества в детском саду.
Обобщающий этап:
1. Систематизация материалов.
2. Оформление картотеки бесед на тему «Русская изба».
3. Викторина «Ознакомление с бытом русского народа».
4. Планирование деятельности мини-музея в следующем учебном году.
Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», «народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники» и др. организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников.
Формы деятельности музея русского быта:
- НОД в комнате русского быта (знакомство с предметами);
- работа в комнате русского быта как часть НОД (создание образов, погружение в атмосферу старины);
- тематические досуги с использованием предметов мини-музея «Русская изба» («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха», «В гости пришла Марья Искусница», «Святки» и др.).
Практический выход:
• презентация проекта работы в мини – музее «Русская изба» с детьми дошкольного возраста;
• составление картотеки бесед «Русская изба»;
• мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки для педагогов «Петушок»; кожлянской игрушки «Козлик»;


Используемая литература
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие». – СПБ.: Детство-Пресс,2010.
2. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений» –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. «Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008
5. А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб.: 2002г.
6. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.2004г.
7. Н.Кутьина «Воспитание культурой. Образовательная программа для детских садов. Русская народная культура» СПб.: Издательство «Союз Художников» 2011 г.
8. Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
9. Зеленова Н. Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
10. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников. - Н. Новгород, 2007. - 261 с.
2020-09-28 16:38 Сентябрь 2020