МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА» КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Назарова Елена Борисовна, старший воспитатель, МБДОУ № 104 г. Курск В любом возрасте дети задают много вопросов взрослым. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. А чтобы ответить на тысячи детских "почему", в нашем дошкольном учреждении был создан мини-музей под названием "Русская изба". Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. Музей играет важную воспитательную и образовательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества между детским садом и семьей. Практика показывает, что создание мини-музеев способствует тому, что у детей и взрослых возникает желание получить больше информации. Это подтверждается рассказами воспитанников о посещении выставок в выходные дни, о походах в музеи города с родителями, а также активной поддержкой родителей в собирании материалов для групповых музеев. Мини-музей «Русская изба» является интерактивной экспозицией: дети могут покачать люльку, завернуть, убаюкать малыша, спеть ему колыбельные, которые можно выучить и услышать здесь же. Можно рассмотреть расписные ложки, миски и раскрасить заготовки их самому. Можно с помощью ухвата достать их печи котелок, подбросить в печь дрова. Можно посмотреть, как насыпаются угольки в утюг, и многое другое, с чем ребенок может взаимодействовать. Проект обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, проект опирается на следующие ценности: · ценность мира, как общего дома для всех жителей Земли; · ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества; · ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу, заботиться о младших, уважать старших; · ценность слова, как возможность общаться; · ценность природы, как осознание себя частью природного мира, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства; · ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание; · ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия; · ценность познания мира; · ценность свободы выбора, как возможность совершать поступки в рамках норм, правил, законов общества. Главная цель проекта — собрать предметы, которые "рассказывают" детям о жизни и быте наших предков, обратить внимание на редкие и уникальные предметы русской старины, собранные в музее. И тогда дети с удовольствием узнают о происхождении этих предметов, их назначение, стараются запомнить названия. Важно заинтересовать воспитателей в проведении занятий с детьми, рассказывать об экспонатах, представленных в музее, понять предназначение предметов. Мини - музей «Русская изба» был создан с целью: осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализацию дошкольников. Задачи: - включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея; - способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада; - ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей; - формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций; - развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русского быта; - повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность. Работа в музее строится на принципах: Наглядность. Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал: - русская печка, деревянные лавки, посуда, утварь, - изделия народных промыслов. - прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца; - лоскутные одеяла; и др. Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой. Интерактивность. В музее русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы, (не с «музейной» атмосферой, а с возможностью введения ребенка в особый мир путем действенного познания). Периодически музей пополняется экспонатами, здесь же могут размещаться работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников. Содержанием работы музея русского быта является: · проведение НОД для дошкольников; · посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ; · организация экскурсий для детей и их родителей. Предполагаемые результаты У детей: 1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории родной страны; 2. Активизация представлений о малой родине как о природном комплексе с разнообразным животным и растительным миром; 3. Отражение в художественно – творческой деятельности (музыке, костюмах, театральной деятельности, рисовании, лепке, литературе) темы любви к родному краю; 4. Вызвать постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства; 5. Обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа, его обычаях; 6. Обогащение словарного запаса детей; 7. Сформированность представлений о морально-нравственных ценностях: доброте, красоте, трудолюбии; 8.Развитие коммуникативных навыков, уважительного отношения к взрослым, сверстникам; У родителей: 1. Пробуждение желания открывать и систематизировать собственные познания в мире краеведения; 2. Активизировать участие вместе с детьми в поисковой, художественно – творческой деятельности ДОУ; 3. Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса. У педагогов: 1. Пополнение своего педагогического арсенала научными обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения. Перспективный план проекта. 1 Этап: Подготовительный *Изучение литературы по данной теме; приобретение справочной и иной литературы по теме мини-музея; *Приобщение специалистов ДОУ для осуществления проекта; *Составление перспективно – тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарём; *Составления графика посещения музея детьми; *Проведение выставок, фольклорных праздников на основе полученной информации детьми при посещении музея. 2 Этап: Основной Реализация проекта в образовательную практику: - работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы; - работа с родителями и воспитателями (организация совместной деятельности родителей и детей); - оснащение предметно — развивающей среды (оформление музея в соответствии с темой). 3 Этап: Обобщающий · систематизация материалов; · анализ проделанной работы; · планирование продолжения деятельности в следующем учебном году. Формы и методы работы Наглядный метод используется во время: · чтения педагогом рассказов; · рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; · проведения дидактических игр; · экскурсий; · моделирования сказок. Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе: · чтения литературных произведений; · бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; · ответов на вопросы педагога, детей; · проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); · сообщения дополнительного материала воспитателем; · загадывания загадок; · рассматривания наглядного материала; · рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; · разбора житейских ситуаций; · проведения викторин; · чтения литературных произведений родителями. Практический метод используется, когда необходимо: · организовывать продуктивную деятельность; · провести игры (дидактические, малоподвижные, инсценировки и др.); · раскрашивание заготовок из дерева, лепка из соленого теста; · организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; Работа в музее: • пополнение экспонатов музея, взаимодействуя с родителями; • создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок народного творчества; • проведение экскурсий для воспитанников, родителей и педагогов. Формы работы с родителями · родительские собрания на духовно-нравственные темы; · открытые показы воспитательно-образовательного процесса; · вечера вопросов и ответов; · проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы); · анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; · индивидуальные консультации специалистов; · наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; · совместные экскурсии; · благотворительные ярмарки; · совместные с родителями праздники. Планирование работы по проекту Подготовительный этап: 1. Изучение литературы и информации из интернет-ресурсов. 2. Оформление наглядного материала для родителей. 3. Консультации для родителей: «Как люди на Руси жили?», «Мини — музей в группе», «Предметы быта дедушек и бабушек». 4. Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба». Подбор и изучение экспонатов, информации, литературы собранных родителями. 5. Анкетирование родителей с целью востребованности и актуальности данного проекта. Основной этап 1. Чтение художественной литературы. Заучивание: потешки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки. 2. Рассматривание альбома «Старинные предметы домашнего быта». 3. Загадки о предметах быта. 4. Экскурсия в мини-музей «Русская изба». 5. Музыкальная деятельность: слушание и исполнение народных песен. 6. Продуктивная деятельность: «Раскрась ложку», «Лепим чугунок» и др. 7. НОД «Русская матрешка», «Предметы русской старины», «Домашняя утварь». 8. Продуктивная деятельность «Кукла - мотанка». 9. Дидактические игры: «Подбери мебель для избы», «Собери посуду», «Составь узор», «Одень куклу». 10. Беседы с детьми по теме проекта: «Предметы крестьянского быта», «Народный костюм», «Горница», «Самовар», «Обитатели избы – их место», «Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское ремесло» и другие; 11. Игры «Бирюльки», «Волчок». Итогом детской деятельности служат выставки детского творчества в детском саду. Обобщающий этап: 1. Систематизация материалов. 2. Оформление картотеки бесед на тему «Русская изба». 3. Викторина «Ознакомление с бытом русского народа». 4. Планирование деятельности мини-музея в следующем учебном году. Темы экскурсий: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье», «народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники» и др. организация народных, фольклорных досугов и развлечений для дошкольников. Формы деятельности музея русского быта: - НОД в комнате русского быта (знакомство с предметами); - работа в комнате русского быта как часть НОД (создание образов, погружение в атмосферу старины); - тематические досуги с использованием предметов мини-музея «Русская изба» («Русские народные посиделки», «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха», «В гости пришла Марья Искусница», «Святки» и др.). Практический выход: • презентация проекта работы в мини – музее «Русская изба» с детьми дошкольного возраста; • составление картотеки бесед «Русская изба»; • мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки для педагогов «Петушок»; кожлянской игрушки «Козлик»; Используемая литература 1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие». – СПБ.: Детство-Пресс,2010. 2. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений» –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. «Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 4. Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008 5. А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб.: 2002г. 6. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.2004г. 7. Н.Кутьина «Воспитание культурой. Образовательная программа для детских садов. Русская народная культура» СПб.: Издательство «Союз Художников» 2011 г. 8. Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007. 9. Зеленова Н. Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008. 10. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников. - Н. Новгород, 2007. - 261 с.