ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ МАЛОЙ РОДИНЫ
Карачабан Ольга Леонидовна, старший воспитатель, МБДОУ ДС № 18 «Солнышко», с. Большой Бейсуг Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Думается, что это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это необходимо передавать детям, так как это важно для воспитания нравственных и патриотических чувств ребенка. Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная среда его жизнедеятельности. Это «Малая Родина»: социальная и природная сфера края, села, отдельные страницы истории и культуры. Культурные традиции своего народа, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Патриотизм – это чувство любви к родине. Именно патриотизм должен стать стержнем всего российского воспитания. Именно любовь к своей природе, своему прошлому и настоящему, уважение традиций родного края, уважение труда взрослых и понимание того, что ты – ребенок - являешься частичкой этого огромного мира, и от тебя зависит его будущее, является условием успешного развития, как личности ребенка, так и нашей страны. В дошкольном детстве ребенок – пластилин, а мы, педагоги, родители – скульпторы и от нас зависит, какие вырастут наши дети – а значит, и будущее нашей страны, часто ли мы будим видеть кучи мусора после праздников или посещений людьми массовых мероприятий, загрязненные бытовыми отходами речки, малоприятные надписи на остановках и детских площадках, грубое отношение к живому. Понимание данной проблемы, явилось ведущим мотивом для разработки, модифицированной (авторизованной) программы «Берегиня» по ознакомлению детей с историей и культурой родного края, села. Благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. Именно через воспитание любви и уважения, ответственности и заботы к своей малой родине педагоги и родители делают первый направляющий шаг на пути дальнейшей самостоятельной жизни ребенка. Целью является воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины. - сообщение элементарных знаний о родном Краснодарском крае; - ознакомление с историческим прошлым и настоящим родного края, района, села его географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями, экономическим развитием; - ознакомление с достопримечательностями, традициями края, района, села; - ознакомление с трудом взрослых, кубанскими ремеслами; - ознакомление с кубанским культурным наследием; - нравственное воспитание: воспитание чувства любви и уважения к родным местам, бережного отношения к историческим ценностям, уважения к труду взрослых, трудолюбия, доброты, умения приходить на помощь другому человеку, созидать новое, прекрасное); - воспитание желания познавать и возрождать лучшие традиции народа Кубани. Принципы и подходы: Регионализация нравственно-патриотического воспитания. Данный принцип способствует формированию у ребенка комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет освоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания. Доступность.Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера объема учебного материала с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Непрерывность.На нынешнем этапе образование признано сформировывать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего багажа знаний. Целостность.Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно- патриотического воспитания и служит одним из условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме. Научность.Этот принцип построен на основе сведений об истории и культуре родного края, родной станицы, села можно выделить социальные и педагогические идеи. Системность.Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется, а процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру. Преемственность.Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников продолжается и в начальной школе. Культуросообразности. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение национально- культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентиров.