КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА, РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ «ПО ДОРОГЕ ДОБРА»
Бахарева Юлия Сергеевна, музыкальный руководитель, Гудкова Ярослава Валериевна, музыкальный руководитель, Аладатова Елена Владимировна, заместитель директора по ВиМР, МБУ «Школа № 86» СП Детский сад «Веста», г. Тольятти Формируемое социокультурное умение: умение выражать чувства сострадания и эмоций по отношению к людям и окружающему миру, доброжелательно относиться друг к другу. Возрастная группа: старшая и подготовительная. Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей: Коммуникативно-познавательная деятельность Двигательно-игровая деятельность Музыкально-познавательная деятельность Коммуникативно-игровая деятельность Литературно-коммуникативная Коллективная Содержание деятельности детей (дидактические единицы): -представления о понятиях «доброта» и «доброжелательность», «взаимопомощь», «сострадание»; -представление о причинах конфликта, путях их разрешения -представления о правилах общения между людьми; - представления о правилах отношения к окружающему миру; -представления детей о понятиях «друг» и «доброжелательность»; -умение правильно строить ответ на поставленный вопрос, отвечать полным предложением; -умение замечать положительные и отрицательные качества других людей и говорить о них; -умения правильно оценивать свои поступки и поступки других; -умение вместе со сверстниками и взрослыми искать пути решения ситуации, проявлять в поступках доброту. Интегрированная форма: музыкально-литературная гостиная. Образовательные задачи. ЗНАНИЯ - формировать у детей умение выражать свои мысли, своё мнение, рассуждать -обогащать словарный запас; -формировать умение распознавать и выражать разные эмоции: грусть, радость, страх; -развивать выразительность при чтении художественной литературы, память, дикцию, артикуляционный аппарат; -формировать у детей представление о причинах конфликта, путях их разрешения; -формировать у детей представления о правилах общения детей друг с другом. -систематизировать представления детей о понятиях «друг» и «доброжелательность». ОТНОШЕНИЯ -способствовать формированию понятия «доброта»; -формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чувств -способствовать формированию творческого воображения - развивать и воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, заботливое и доброе отношение к окружающим. - воспитывать у детей желание и готовность помогать другим. - развивать эмоциональную сферу детей. ДЕЙСТВИЯ - формировать умение правильно строить ответ на поставленный вопрос, отвечать полным предложением. -формировать умение замечать положительные и орицательные качества другого человека и говорить о них; -формировать умения правильно оценивать свои и чужие поступки в повседневной жизни. -вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим. -закрепить умение отгадывать загадки, повторять пословицы, собирать пазлы, выразительно читать стихотворения; -развивать умение вместе со сверстниками и взрослыми искать пути решения ситуации, проявлять в поступках доброту Предварительная работа с детьми: -прочтение и разучивание притчи «О божьей коровке», чтение её по ролям, использование театрализованных приёмов -беседы по рассказам на нравственные темы - чтение сказок и стихотворений; обсуждение мультфильмов, просмотренных дома -рассматривание иллюстраций с различными ситуациями; обыгрывание ситуаций Предварительная работа с родителями: -подбор и чтение стихотворений о добрых делах, благородных поступках -изготовление элементов костюмов -изготовление атрибутов и декораций Материалы и оборудование 1. Стимульный материал: - приглашение для детей и родителей; -«шкатулка добрых дел»; - фишки-смайлики «Солнышко»; -письмо в конверте; -«Дорога Добра» выложенная иллюстрациями с изображениями разных жизненных ситуаций; -дерево с листьями-записками; 2. Материалы для деятельности детей: материалы для представления заданий и результатов деятельности: – аудиозаписи песен; – иллюстративный материал (сюжетные картинки); – тексты (притча «О Божьей коровке», стихотворение «Пожалуйста, добрым будь», пословицы, поговорки). 3. Материальные средства для деятельности детей – наглядно-иллюстративный материал. 4. Дидактический материал: – пословицы; – поговорки. 5. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: – магнитофон; – доска с изображением дороги, иллюстрации передающие разные ситуации; – ширма и костюмы для театрализованной постановки; – два стола; – проектор. Конструктор совместной деятельности педагога и детей Методы и приемы: 1. Методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция): создание проблемной ситуации; (методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности): – предъявление требований к выполнению задания в вербальной форме 2. Методы организации и осуществления деятельности: – словесные (рассказ, беседа «Хорошо и плохо», чтение «Сказок народов мира»); – наглядные (демонстрация, художественных символических объектов, показ способа действия); – аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов); – практические (упражнение, поручение); – использование ЭОР технологий (мультимедийные презентации, USB, CD); – методика М.Ю. Картушиной «Артикуляция, дикция и выразительность»; – применение дыхательных упражнений, пальчиковых гимнастик и речевых разминок; – работа детей в паре. 3. Методы контроля и самоконтроля: – вербальная оценка результатов выполнения заданий; – взаимоконтроль; – рефлексия деятельности. «Ход совместной деятельности» 1. Вводная часть (мотивационно-целевые задачи) Дети вместе с родителями проходят в зал, их встречает воспитатель-ведущий и музыкальный руководитель. Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые. М.Р. Здравствуйте. Сегодня наша встреча пройдёт в музыкально-литературной гостиной. Ведущий: Здесь мы сможем узнать много нового, поделиться впечатлениями о увиденном и побеседовать. М.Р. А вот о чём будет наша сегодняшняя беседа, вы узнаете из песни, которую мы вам с удовольствием исполним. Послушайте пожалуйста. Ведущий и музыкальный руководитель исполняют песню «О доброте» муз.и сл. Т. Мухаметшиной. На экране демонстрируется мультимедийная презентация «Давайте, друзья, всегда друг другу желать Добра!» Ведущий: Ну что ж, вы конечно догадались о чём будет наша беседа? (Ответы) Да, сегодня мы поговорим о доброте. А что же такое доброта? (Ответы: забота о природе, о родных и друзьях, животных; сострадание к ним, желание помочь, не оставлять в беде; дружить и вместе радоваться прекрасному) Да ребята, отвечаете вы верно. И вот сейчас, я предлагаю вам заглянуть в Мир Доброты. (Звучит музыка, все присаживаются на стулья. Экран поднимается. Начинается инсценировка притчи «О Божьей коровке» автор неизвестен. В инсценировке принимают участие дети подготовительной к школе группы После инсценировки музыкальный руководитель представляет детей участвовавших в театрализации и приглашает их присесть на стульчики, оставленные для них в зрительном ряду) 2. Основная часть (содержательно- деятельностный этап) Ведущий начинает беседу-обсуждение по просмотренному сюжету. Ведущий: Скажите пожалуйста, какой была Божья Коровка до встречи с лучиком? Что произошло когда она встретилась с лучиком? Что ей захотелось сделать? Какие чувства испытала Божья коровка, совершив свой поступок? Как отнеслось дерево к поступку Божья коровка? Что же помогло ей стать счастливой и радостной? (Дети отвечают на вопросы, высказывают свои впечатления, раскрывают эмоции) М.Р: Ну, что ж, а сейчас я предлагаю вам отправится по Дороге Добра и посмотреть не нужна ли кому помощь? Скажите пожалуйста, а почему дорогу назвали Дорога Добра? (Ответы) Но посмотрите, что случилось с дорогой? (На доске изображена дорога, на которую дети должны будут приклеить картинки с изображениями добрых дел, но пока она пуста). Ответы детей и взрослых. Ведущий: Кто-то разрушил её…Ребята, вы готовы её восстановить? А взрослые нам помогут? Тогда (имя родителя) разделите детей на 2 команды. (Делятся на команды) М.Р. А теперь я расскажу, что мы будем делать. (На 2х столах разложены разрезанные на 2 части картинки, каждый ребёнок ищет на своём столе части и соединяет их в одну. По очереди дети подходят к «дороге» подают картинку взрослому и рассказывает что за ситуация на ней изображена, определяют положительных и отрицательных героев. Доброе дело они совершили или нет? В чём оно заключается? Первую картинку на дорогу выкладывает ведущий.) Ведущий: Дорога добрых дел восстановлена, посмотрим куда- же она нас привела? (В конце «дороги» приклеено Дерево с листьями-записками, ведущий просит кого-либо из родителей прочитать, что написано на листочках. На них написаны слова благодарности, пословицы и поговорки о добрых делах. А последний листочек с надписью «шкатулка добрых дел») Ведущий: Я поняла что это значит, нам нужна шкатулка! Есть у меня такая (показывает, трясёт её), но почему-то она пуста…а ведь сколько добрых дел сюда может поместиться.. М.Р. Может наполним её добром? (Ответы.) Ребята, а какое доброе дело мы сегодня уже совершили в Мире Доброты? (Ответы) Правильно, мы восстановили дорогу, и теперь каждый из вас может бросить жетон доброго дела в копилку. Ведущий: Подходите, берите жетоны и пополняйте нашу копилочку. (Дети подходят к ведущему, берут жетоны и бросают их в копилку.) Мама Ильи Б.: Ребята, вы знаете, добро проявляется по разному, и об этом мы с Ильёй сейчас вам расскажем, присаживайтесь пожалуйста на стульчики. (Выходят, читают стихотворение Л. Ерохиной «Пожалуйста, добрым будь») Ведущий: Ребята, как вы думаете, Илюша с мамой, прочитав стихотворение сделали доброе дело? (Ответы) А в чём оно заключалось? (Ответы) М.Р. Да, действительно, они красиво,с выражением прочитали для нас стихотворение о доброте и этим сделали доброе дело, рассказали нам как нужно уважать,ценить и любить друг друга. (Обращается к Борисовым) Берите пожалуйста жетоны и пополняйте нашу копилку (берут жетоны и бросают в копилку.) Ведущий: Ребята, я думаю, что вы все будите очень добрыми людьми, потому что этому вас учат ваши родители. Много добрых дел они сделали для нашей группы. И теперь мы попросим рассказать их об этом. (Приглашает родителей к экрану) Давайте посмотрим на экран и послушаем. (Родители рассказывают о совершённых добрых делах и бросают жетон в копилку. На экране показана презентация с фотографиями, где родители совершают добрые дела). 1. Заключительная часть (оценка и рефлексия данной совместной деятельности) Ведущий: Ребята, а что доброго мы сегодня совершили? (Ответы детей) М.Р: Вот и наполнили мы копилку добрыми делами (трясёт её, она звенит), но в ней ещё осталось место, и поэтому, я предлагаю забрать её в группу. Согласны? (Ответы детей. Рассуждения их о том, что полезного и доброго можно ещё сделать. В это время раздаётся сигнал рингтона «Доставлено новое срочное видеописьмо») Ведущий: Что за срочное письмо? Нужно его посмотреть. (Смотрят видео ролик группы № 4 «Красная Шапочка», в котором ребята младшего дошкольного возраста рассказывают о том, что их книжки заболели, им срочно нужна помощь. Их нужно полечить. Приглашают ребят помочь им. Ведущий проводит беседу о просмотренном сюжете). М.Р. Скажите, о чём же нас просят ребята? Какую помощь мы сможем им оказать? Вы умеете лечить книги? Что для этого нужно? А можно ли это назвать добрым делом? (Ответы) Дорогие ребята, уважаемые гости, на сегодня наша встреча завершается, а завтра мы с вами продолжим делать добрые дела и отправимся на помощь к ребятам группы № 4 «Красная Шапочка». И в завершении нашей беседы хочу сказать вам, что Нас красят добрые дела! До новых встреч, до свидания!