Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Родина Елена Алексеевна,
воспитатель,
МБДОУ №57 «Рябинка»,
г. Калуга
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы», ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней — от дошкольного до высшего профессионального.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
На основе изучения работы дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста мы выявили факт, что родители не заинтересованы к решению данного вопроса. В основном задачи патриотического воспитания решались воспитателями в разных видах деятельности с детьми. Сотрудничество с родителями (законными представителями) ограничивалась лишь рамками педагогического просвещения. Мы поставили цель – повысить педагогическую компетентность родителей по формированию патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Сотрудничество семьи и дошкольного образовательного учреждения осуществляются на основе следующих принципов работы по патриотическому воспитанию:
· личностно-ориентированного общения;
· тематического планирования материала подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, природа родного края, культура родного края, малая родина, родная страна;
· наглядности;
· последовательности;
· занимательности;
· опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, детском саду, посёлке, стране;
· взаимодействие с семьями.
Целью патриотического воспитания детей дошкольного возраста является привитие любви к Отечеству, гордости за его культуру.
Задачами патриотического воспитания является:
1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:
- к семье, городу, стране;
- к природе родного края;
- к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.
Нами был разработан алгоритм сотрудничества ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников, состоящий из нескольких разделов:
1. Информационно-аналитический - направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.
2. Практический - предусматривал актуализацию полученных знаний родителями (викторины, конкурсы, КВН и др.), включение родителей и детей старшего дошкольного возраста в общее дело (участие в конкурсах, играх, проектах и др.).
3. Контрольно-оценочный - предполагал анализ эффективности проводимых мероприятий специалистами детского сада - использовались опросы, книга отзывов, оценочные листы.
Ознакомим с результатами проведенной работы коллектива нашего ДОУ с родителями и воспитанниками старшего дошкольного возраста по вопросу патриотического воспитания.
Для изучения отношения родителей (законных представителей) к проблеме патриотического воспитания детей, выявления их положительного опыта, типичных трудностей и недостатков мы использовали опросные методы, наблюдение. В помощь родителям издавались информационные листовки, например: «Я - патриот», «Знакомим детей с малой родиной» и др.
Изучение проблемы патриотического воспитания в детском саду и семье осуществлялось при помощи анкетирования «Взаимодействие домашнего и общественного воспитания». Было выявлено отношение родителей к взаимодействию ДОУ и семьи, понимание ими сущности патриотического воспитания.
В анкетировании приняли участие 35 родителей в возрасте от 23 до 50 лет, которым были заданы вопросы: «Что вы понимаете под патриотическим воспитанием?», «Как следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?», «Кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание?», «Удовлетворены ли вы процессом патриотического воспитания вашего ребенка?», «Хотели бы вы, чтобы патриотическое воспитание вашего ребенка было непрерывным?», «Какие меры по улучшению патриотического воспитания вы порекомендовали бы?».
Результаты анкетирования показали, что под патриотическим воспитанием родители понимают любовь к Родине, стремление увеличить ее богатства и процветание; 20 опрошенных решают задачи патриотического воспитания в условиях семьи, 15 респондентов отметили, что патриотическое воспитание — прерогатива ДОУ. В целом родители удовлетворены патриотическим воспитанием своих детей в ДОУ.
Анкетирование педагогов показало, что в ДОУ решались задачи патриотического воспитания в разных формах обучения. На непрерывной образовательной деятельности детям читали народные сказки, беседовали о родном крае, стране, на прогулках проводилось наблюдение, использовалась проектная деятельность (проект «Народов много – Россия одна»), организовывались викторины, досуги, отмечались народные праздники.
Для педагогов был разработан и проведен цикл консультаций, который подробно освещал содержание патриотического воспитания: «Педагоги и родители — творческий тандем», «Крепка семья — сильна Россия». Рассмотренные вопросы позволили педагогам найти пути для установления тесного взаимодействия с родителями по вопросам патриотического воспитания.
Было проведено заседание Педагогического совета по вопросам приобщения детей к истокам русской народной культуры. В соответствии с решением педсовета был организован «День открытых дверей» для родителей с целью их вовлечения в педагогический процесс ДОУ по патриотическому воспитанию.
Акцент во взаимодействии с родителями ставился на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. В детском саду были организованы и проведены досуг «День матери», семейный праздник «Тепло родного очага», развлечение «Семейные посиделки», выставки выходного дня, издание семейных газет, и др.
Традиционно, каждой осенью в нашем детском саду проходит выставка «Дары осени», а весной – выставка "Весенние мотивы". Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
Для родителей проводятся праздники, посвященные народному искусству, цель которых — обратить внимание на значение фольклора, объяснить необходимость формирования у детей представлений о родном крае, культурных традициях русского народа.
Замечательной практикой в детском саду стала организация досуговой деятельности на тему "День Защитника Отечества", традиционно в преддверии этого праздника в группах проводятся спортивно-развлекательные мероприятия, посвященные нашим папам - солдатам и будущим защитникам Отечества.
Дети и родители с удовольствием становятся непосредственными участниками спортивных состязаний "Боевая тревога", "Полоса препятствий", "Меткие стрелки" и т.д. Несомненно, что такие формы работы формируют у детей чувство гордости и уважения к своей стране, её традициям.
Наши воспитанники совместно с родителями приняли активное участие в патриотической акции "Мы помним твой подвиг, солдат". В этот день в ДОУ прошли спортивные состязания. Были приглашены ветераны, участвовавшие в Великой Отечественной Войне. Дети совместно с родителями подготовили подарки и праздничные открытки. Несомненно, проводя такие мероприятия, мы воспитываем чувство гордости за свой народ, за солдат, которые защищали нашу Родину, и конечно, установление тесной связи с семьей.
К наглядным формам мы относим создание родительских уголков. Большой интерес родителей вызвали рубрики: «Спрашивали — отвечаем», «Недаром помнит вся Россия». Изготовлены папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения». Были оформлены семейные и групповые альбомы «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни», "Моя большая и дружная семья".
С детьми и родителями проводились совместные экскурсии «Любимые уголки нашего города Калуги», «Славное прошлое», музей боевой славы в детской городской библиотеке №13. Дети обогащались новыми впечатлениями, оформили выставку совместного творчества с родителями: "Моя страна".
С помощью родителей оформили в детском саду центр гражданско-патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, стране. В нем представлены следующие материалы: фотоальбомы «Хорошо у нас в саду», «Мы живём в Калуге», «Дружная семья», образцы российского герба и флага.
После проведения всех мероприятий проводилась тематическая проверка, показавшая, что в результате взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию произошли следующие изменения:
— повысилась ответственность родителей за патриотическое воспитание детей в семье; важным показателем работы стал тот факт, что родители начали применять разнообразные формы и методы патриотического воспитания: экскурсии, беседы, чтение литературы, фольклор, труд в природе и др.;
— произошел обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями, обеспечивался совместный успех в деле воспитания и обучения детей;
— обогатились педагогические знания родителей, они пересмотрели свой взгляд на патриотическое воспитание;
— создалась благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса;
— возросла активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий в ДОУ, увеличилась посещаемость родителями проводимых в детском саду мероприятий.
Позиция родителей изменилась, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники жизни детского сада, а так же повысилась их педагогическая компетентность по данному вопросу. Тесное сотрудничество с родителями, проведение совместных мероприятий, обогатила семейный досуг, объединила детей и взрослых, приобщила детей к национальной культуре.
Хочется верить, что проводимая работа по патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России. Нашим детям есть чем гордиться.

Сентябрь 2020