ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИОИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Погодина Светлана Марьяновна, воспитатель, МАДОУ № 36 г. Печора В настоящее время человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, развивать свои способности. В развитии данных качеств личности детей дошкольного возраста может помочь социоигровая технология. Социоигровая технология это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками, целью является формирование коммуникативных навыков общения. Основа технологии – равноправие детей и взрослых, общность, где педагог является партнером по совместной деятельности. Организуя педагогический процесс, я всегда старалась, чтобы игра постоянно присутствовала в жизни детей. Но чтобы лучше понять сущность социоигрового стиля работы, как наладить ситуации, когда участникам хочется доверять друг другу, своему опыту, в результате, чего происходит эффект добровольного обучения и т. д, я прошла обучение на курсах повышения квалификации по теме «Использование социо-игровой технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Работая с детьми среднего дошкольного возраста по данной технологии я использовала лишь некоторые условия: объедение детей в малые группы по 2-3 человека, сочетание обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен, когда дети могли общаться в разных уголках группы, использовались различные игры, развивающие внимание, фонематический слух, формирующие умение взаимодействовать с друг другом; игры-задания для рабочего настроя, для социоигрового приобщения к делу. Познакомившись с новой технологией, я постаралась донести и до родителей ее актуальность, цель, значимость для психологического здоровья, развития любознательности, реализации познавательных потребностей и творческих способностей детей. Для этого были подготовлены консультации, беседы, проведены родительские собрания, где присутствовавшие участвовали в играх «Волшебная палочка» «Ласковые слова», «Японская машинка». Пока дети освоили лишь азы, некоторые правила: «Один за всех, все за одного», «Когда работаешь- не мешай другому», «Одна команда отвечает, другие внимательно слушают» показывают готовность («шалашики»), но уже сейчас видно, как детям нравится добывать знания вместе со сверстниками, робкие и нерешительные преодолевают застенчивость, у малышей проявляется речевая и общая инициатива, они учатся слушать и слышать друг друга, договариваться… На следующий год со старшими детьми я намерена продолжить использование данной технологии в организации деятельности детей. ООД "В сказку к Федорушке" Цель: создать у детей радость, эмоциональный подъем от совместного творческого процесса. Задачи: 1. Уточнить и расширить представление детей о посуде (столовой, кухонной, чайной). 2. Побуждать к составлению небольших описательных рассказов о предметах посуды по схеме. 3. Расширять и активизировать словарь детей через речевые игры, развивать грамматическую правильность речи. 4. Развивать внимание, мышление, воображение и творчество. 5. Учить объединятся в команды, воспитывать дружеские отношения между детьми. Оборудование и материалы: письмо, диапроектор, предметы посуды, игра: "Составь целое", игрушка посудомоечная машина, схема описания, беспроводной звонок, аудиозапись "Ветер" Предварительная работа: Литературная викторина по сказкам К. Чуковского, декоративное рисование (Посуда для Федорушки), составление описательных рассказов об игрушках. Форма проведения: с использованием условий социоигровой технологии (сочетание обучения с двигательной активностью, сменой мизансцен; игры для рабочего настроя, задания для творческого самоутверждения). Интеграция образовательных областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое", "Познавательное развитие", "Физическое", "Художественно-эстетическое". Ход работы: Взрослые и дети стоят в кругу, произносят "дружилку": "Собрались все дети в круг Я - твой друг и ты - мой друг Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся." (Выполняют движения по тексту.) - Ребята, нам с вами пришло письмо - приглашение от кого вы узнаете, если отгадаете загадку: "Старушка - грязнуля в избушке жила. Не мыла кастрюли, полы не мела. С посудой когда - то была у них ссора Узнали бабулю? (Федора) - Почему посуда обиделась? - Как закончилась сказка? - Посмотрим что она пишет (Воспитатель "читает"). "Приглашаю вас, друзья, В дом, на кухню я". - Хотите очутиться в сказке, побывать в гостях у бабушки Федоры. А чтобы благополучно добраться поиграем в игру "Дружба". - Найти путь нам помогают осенние листочки. Психогимнастика: дети закрывают глаза, превратившись в осенние листья кружатся, летят. "На носочки поднимитесь И в листочки превратитесь. Как листочки покружились Прямо в сказке очутились!" (садятся полукругом) - Посмотрите как у Федоры Егоровны чисто, уютно. А сколько посуды! (Слайды). Федора хочет узнать различаете ли вы посуду. -Бабушка приготовила для вас игры, задания, интересные истории, и конечно, ее любимые загадки. Мы покажем свои знания, я чтобы было справедливо, поделимся на компании по карточкам. (Классификация: чайная, столовая, кухонная) (Загадки о посуде) (Дети отгадывают, изображая готовность "шалашиком") Федора предлагает игру "Знатоки" (передают чайник и называют предметы чайной посуды с хлопком). "Кухня - мир, где тайн полно, Где всегда есть волшебство Однажды, это просто чудо, У Федоры - ожила посуда Меж собой заговорила, Закипела, забурлила".... - Предметы посуды хотели выяснить кто - же из них главный на кухне и так спорили, что во время ссоры некоторые из них разбились! Давайте поможем собрать из осколков Упражнение: "Составь целое". (идет работа в компаниях, по 2-3 ребенка, составляют из частей предметы чайной посуды). Динамическое упражнение: (стоя в кругу). "Вот большой пузатый чайник, Очень важный, как начальник..." (Дети произносят слова и выполняют движения). - Ой, я же совсем забыла! - Я заказала от нас с вами с доставкой на дом подарок для бабушки Федоры. И вижу, что его уже доставили, отгадайте, что? «С работой машина управится быстро. Посуду помоет до блеска и чисто!» (посудомоечная машина) Электроприбор для мытья посуды (открыть коробку) - Но это необычная, сказочная посудомоечная машина! Прежде чем ее включить, нажать пульт, нужно составить рассказ о том предмете посуды, который хотите поместить за дверцу для мытья. Научим Федору Егоровну составлять рассказы? А поможет нам «схема – напоминалка». (составление детьми 2-3 человека) - Машина включилась, звучит музыка, значит рассказ понравился! - Вечером, мы придем к Федоре с баранками, блинами и продолжим общение - Вам понравилось гостить у Федоры? Что запомнилось особенно? - Чем помогли? Какими мы были? - Мы научили Федору составлять рассказы, склеили разбитую посуду, помогли, порадовали бабушку!