Курилкина Светлана Александровна, воспитатель, ГБОУ «Школа №1798 «Феникс», г. Москва "Наши меньшие друзья-птицы". Цель: очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Задачи: -Развивать познавательный интерес детей. -Знакомить с названиями птиц, которые живут в наших краях. -Расширять представления о зимующих птицах (воробей, синица, ворона, снегирь), об их строении, внешнем виде, питании, повадках. -Расширить и активизировать словарный запас по теме. -Развивать творческие способности детей. -Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. -Обогащать впечатления детей, при слушании музыкальных произведений, разучивании подвижных игр. - Воспитывать у детей сочувствие, сопереживание к зимующим птицам, желание оказать помощь, вести регулярную подкормку. Материалы: Картинки зимующих птиц (синицы, воробьи, голуби, снегири), плакат "Зимующие птицы"; корм для птиц (семена подсолнечника, овес, просо, тыквенные семечки очищенные), яйца, мука, тесьма, противень для духовки (для выпекания "лакомства" птицам; ТВ для просмотра презентации, флешкарта с презентацией, аудиозапись голосов птиц, пения синички. Предварительная работа: на прогулке наблюдаем за птицами, беседуем о том, что исчезли насекомые с наступлением холодов, что становится голодно птицам. Ключевые слова: творение, друг, помощь, милосердие, сострадание, ответственность. Ход занятия: -Ребята, какое сейчас время года? (Осень). -А какая осень? (Поздняя, стало холодно). -Как изменились деревья? (Стали совсем голые). -А вот о птицах можем мы позаботиться? Каким образом мы можем им помочь? (Их надо кормить). -Мы с вами на прогулке наблюдали за птичками, а как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (Зимующие). -Как вы думаете, легко ли пережить птицам морозы, если мы не станем им помогать? (нет, конечно). -Мы должны быть милосердными к птицам, помогать им, ведь это живое, это творение Бога. Бог любит всех, и мы должны любить окружающий нас мир, заботиться о наших друзьях меньших. -В России 12 ноября появился праздник Синичкин День. В этот день жители нашей страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки. -Ребята, а сейчас подойдите ко мне, посмотрите на иллюстрацию (иллюстрация «Птицы клюют зернышки»). Что вы видите на рисунке? (Кормушка, на ней много птичек, они клюют зернышки). -Как вы думаете, ребята, какое настроение у нас, когда мы смотрим на этот рисунок? (Правильно, радостное). -Нам радостно, что птичкам помогли, их накормили, они весело щебечут, перелетают с ветки на ветку. -А сейчас давайте немножко поиграем "Птичка". Птичка, птичка, Воспитатель показывает движения. Вот тебе водичка. Дети повторяют. Вот тебе и крошки На моей ладошке. -Молодцы, ребята! А сейчас давайте сядем на ковер и посмотрим сюжет "Синичкин День" (показ видеосюжета). -Почему синички и воробьи селятся рядом с человеком? Как вы думаете? (Человек помогает птицам). -Подкармливать птиц надо регулярно, а не время от времени, в одном и том же месте, а птицы уже сами будут слетаться к кормушке. -Ребята, как вы думаете, все ли птичкам можно давать кушать то,ч то мы с вами кушаем? (Нет, конечно). -Птицы могут заболеть и даже погибнуть. -Обратите внимание, на столах у вас лежат "Лакомства" для птичек (помощь младшего воспитателя в приготовлении корма). -Воробушки любят зерно, а синички семечки, особенно любят синички сало, но только несоленое. Нельзя давать птичкам свежий черный хлеб, лучше крошечки белого. Очень понравятся и ягодки рябины нашим друзьям пернатым. -Ребята, а сейчас мы с вами будем готовить настоящее "лакомство" для наших друзей (Дети рассаживаются за столы, работают группами, мл. воспитатель помогает). -Смешиваем просо, овес, семечки, очищенные семена тыквы, добавляем яйца и муку, всё перемешиваем и лепим "печеньки" для наших птичек. -Ребята, а наши повара помогут нам запечь наши "лакомства" в духовке. Творческая работа. Звучит аудиозапись с голосами птиц. Дети лепят угощения для птиц. Итог занятия. -Ребята, посмотрите, сколько мы приготовили "лакомства" нашим друзьям! -Как вы старались, молодцы, а птицы в свою очередь будут очень благодарны человеку не только своим прекрасным пением, но и тем, что они, поедая вредных насекомых, сохранят прекрасные огороды и сады. Ведь в саду, где поселилась синица, не будет испорчена ни одна яблоня! -Послушайте стихотворение "Покормите птиц". -Почему человек должен помогать птицам? Каким он должен быть? (добрым, милосердным, ответственным). -Правильно. А сейчас я отнесу наши "лакомства" на кухню, пока мы гуляем, они будут готовы. А завтра мы пойдем их развешивать на наши деревья вместе с родителями. -Молодцы! После прогулки воспитатель вместе с детьми завязывали ленточки на "печенья" для птичек. В рамках проекта "Синичкин День": Познавательная деятельность: Беседы с детьми о зимующих птицах. Целевая прогулка наблюдение за птицами на участке. Дидактические игры: "Угадай по описанию", "Назови ласково", "Накорми", "Какой птички не стало". Социально-коммуникативная деятельность: Составление рассказов на тему: «Какие птицы прилетают к кормушкам зимой?». Беседы: «Почему птиц стало меньше», «Синичка-гостья нашего участка!», «Почему синички и воробьи селятся рядом с человеком», «Чем питаются птицы зимой?» Сюжетно-ролевые игры: "Больница птиц", "Что за птица?". Экология. Беседы о правильном поведении на природе: о бережном отношении к птицам. Чтение художественной литературы: Е. Чарушин «Воробей», В.Бианки: «Синичкин календарь» (отрывки), «Холодно, в лесу голодно», С.Михалков «Птичья столовая», А.Яшин «Покормите птиц зимой», А. Барто «Скачет шустрая синичка», З. Александрова «Новая столовая». Загадки. Художественно-эстетическая деятельность: Рисование "Желтогрудая синичка". Аппликация "Кормушка для птиц". Музыкальная деятельность: прослушивание аудиозаписей голосов птиц. Двигательная деятельность: "Птичка". Физминутки. Работа с родителями. Консультации. Изготовление кормушек. Проведение конкурса на лучшую кормушку «Птичья столовая». ИТОГ ПРОЕКТА. Целевая прогулка с изготовленными лакомствами для птиц. Проведение конкурса «Птичья столовая». Путешествие с родителями в лес, развешивание кормушек. Результаты проекта: Знание детей о всероссийском празднике «Синичкин день». Имеют представление о перелетных, и зимующих птицах, их сходстве, отличии, и практической пользе их в природе. Польза человека, необходимость заботы в зимнее время. Проявляют сочувствие, сострадание, милосердие к окружающей природе, к друзьям нашим меньшим.