РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Солтанова Татьяна Александровна, преподаватель специальных дисциплин, ГБПОУ СОЧГК им. О.Колычева г. Чапаевск Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию. Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Сегодня функциональная грамотность трактуется гораздо шире, «Дети должны получить не только знания и умения, но также научиться строить отношения и ценности». Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность, есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Основные признаки функционально грамотной личности: человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Условия для того, чтобы студент стал функционально грамотным: - учащиеся - активные участники процесса изучения нового материала - учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. - в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы. Формировать функциональную грамотность необходимо уже на первом курсе обучения. Достижению данной цели, на мой взгляд, способствует применение на уроках СОТ. Моя задача, как преподавателя специальных дисциплин, научить студента смотреть на мир под другим углом, дать понять, что он способен сориентироваться в ситуации и найти выход из нее самостоятельно, приобрести новые знания, правильно поставить цель и разработать план действии, именно поэтому очень важно внедрять новые подходы в обучении на каждом этапе урока. На теоретических и практических занятия, применяю проблемное обучение, которое основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, что помогает сформировать различные навыки современного успешного человека, т.е. функционально грамотную личность: – человека, способного к принятию самостоятельного решения и выбора; – умеющего нести ответственность за принятые решения; – способного быть ответственным за себя и своих близких; – умеющего «учиться» и желающего постоянно самосовершенствоваться; – обладающего различными компетенциями в разных областях; – умеющего нестандартно решать задачи; – легко адаптирующегося в социуме; – умеющего искать общие решения и компромисы; – хорошо владеющего устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми; - владеющего современными информационными технологиями. При планировании и организации уроков ставлю цель и задачи, определяю направление работы, формирую мотивация на самостоятельную поисковую деятельность, которая, на мой взгляд заинтересует и вовлечёт студентов в работу. Прорабатываю идеи для реализации задания, составляю план работы и сроки его реализации. Распределяю обязанности и задач между студентами. Подбираю материал исполнения теоретической и практической части. На этапе выполнения практической работы у студентов формируются практические навыки, происходит развитие информационной грамотности, коммуникативной грамотности, т.к студент выполняет практическую работу не только индивидуально но и группами, причём с применением разных форм и методов, что позволяет студентам контролировать ход и результат решения проблемы, выбирать материал, который необходим для решения задачи, умение результативно мыслить и работать с информацией. При взаимодействии студентов в группах, в коллективе, происходит усвоение норм литературного и художественного языка, речевой и письменной грамотности. Самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении практических работ способствуют систематизации имеющихся знаний у студентов, умение делать выводы, анализировать создавшуюся ситуацию. В итогово – аналитической части урока, студенты презентуют результат своей практической работы, в результате чего происходит систематизация имеющихся знаний, развиваются оценочные умения, самостоятельно делать выбор и отвечать за него. Кроме этого, студенты на данном этапе сравнивают результат своего труда, и других студентов, выявляют закономерности в структурированных объектах, формулируют выводов на основе имеющихся данных. Применяя проблемное обучение я создаю образовательную среду, благодаря которой студенты активно участвуют в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию, тем самым повышаю роль студента в современном образовании, даю возможность студентам работать в комфортной обстановке и принимать участие в процессе его обучения. Считаю, что студент должен самостоятельно определять ценности работ, выбирать содержание и определять регламент обучения. Все это приведет в будущем к непрерывному обучению и овладению способностью сокращать зависимость от третьих лиц. Уже много сказано о важности создания коллаборативной среды на уроке, к чему я и стремлюсь. Ведь основная мысль создания коллаборативной среды заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Применение в образовательном процессе СОТ, способствует развитию функциональной грамотности при обучении высококвалифицированных специалистов способных применять полученные знания, умения, навыки функционально грамотно в течение жизни для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.