Рафикова Эльмира Тихфятовна, воспитатель, Синельникова Лариса Ивановна, старший воспитатель, Детский сад «Солнышко», с. Борское, Самарская область В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину. В роли содержательных источников патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств, эмоций и отношений. От чувств - к отношениям, от отношения – к деятельности! Воспитывать гражданско-патриотические чувства. Исходя из выявленных противоречий в современной теории и практике гражданско-патриотического воспитания, определена следующая постановка проблемы:создание непрерывного педагогического процесса по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках преемственности детского сада. Главная задача доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Методы работы воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Мы занимаемся этой проблемой потому, что считаем ее актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. По данным департамента обеспечения безопасности дорожного движения «Госавтоинспекция» ущерб только от гибели, ранения людей и повреждения транспортных средств в ДТП сопоставим с доходной частью бюджета и составляет в целом по России около 15 % от его величины. В отдельных регионах значение этого показателя достигает 30-40%. Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф. Согласно статистическим данным ОГИБДД Самарского УВД за 12 месяцев 2020 года на территории Борского района произошло 39 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых 41 ребенок получил ранения различной степени тяжести. За этот же период зарегистрировано 16 ДТП из-за нарушений ПДД детьми, в которых 17 детей получили ранения, один ребенок погиб. Это позволяет сделать вывод, что основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма мы выстраиваем в соответствии с планом, который составляется на учебный год. Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а также представители социума. Знакомя детей с правилами дорожного движения, мы используем все доступные формы и методы работы. Это беседы, обсуждение проблемных ситуаций, экскурсии, заучивание стихов, наблюдения, просмотр видео, настольно – печатные игры, дидактические игры. В нашем структурном подразделении детский сад «Солнышко» организована работа по изучению основ правил дорожного движения. Мы считаем, что соблюдение правил безопасности жизни должно стать для воспитанников осознанной необходимостью и поэтому поставили перед собой цель - формирование у воспитанников основ грамотного поведения на улице. Данная цель достигается за счет работы в разных направлениях: работа с детьми - ознакомить с основными правилами безопасности на дорогах и улицах; работа с родителями - это родительские собрания, день открытых дверей, круглые столы, папки – раскладушки, совместные праздники; встречи с сотрудниками ГИБДД, НОД; работа с другими учреждениями – сотрудничество с ГИБДД, Борской Межпоселенческой библиотекой, ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское. Старшим воспитателем структурного подразделения создана электронная картотека с играми, конспектами, методическими разработками, сценариями по ПДД. Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения проводится систематически и основывается на комплексном подходе. В течение года в групповых помещениях обновляются уголки по безопасности, проводятся консультации для родителей с участием сотрудников ГИБДД, в методическом кабинете создана мини библиотека «Юный пешеход», которая содержит художественную литературу, а также материалы для проведения консультаций для родителей, наглядный материал. В группах представлено много дидактических, настольно - печатных игр, с помощью которых дети учатся узнавать и различать дорожные знаки; режиссерские и сюжетно – ролевые, которые помогают детям на практике осваивать профессию «участника движения»; атрибутов для ролевых игр, игр соревнований, которые изготавливаются воспитателями и детьми из бумаги и картона, природного и бросового материала. Наш детский сад оснащен современными средствами обучения: интерактивная доска, телевизор, проектор, ноутбук. Эти средства, позволяют стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. При организации воспитательно – образовательного процесса с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения мы активно используем современные образовательные технологии – ИКТ. В январе 2019г дети с родителями нашего структурного подразделения участвовало на сайте соц. сетей Инстаграмм в конкурсе «Сохрани детскую жизнь» совместно с ОГИБДД «Борский». Таким образом, успешное освоение детьми правил дорожного движения, способствует формированию навыков практического применения и соблюдения ими правил дорожного движения. Наша работа на этом не заканчивается. Сегодня детский сад стремится обеспечить качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.