ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Саенко Ирина Леонидовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 31, пгт Краснобродский С введением в школах ФГОС второго поколения важное место в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность школьников. Главной задачей и результатом этой деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. Исследовательская проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему. При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно добывать для достижения поставленной цели. Алгоритм разработки проектов таков: проблема-цель-результат. Проектно-исследовательская деятельность детей включает в себя следующие этапы: 1) Подготовительный этап - выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); - постановка целей и задач, определение источников информации; - выбор критериев оценки. 2) Основной этап – разработка проекта – (сбор и уточнение информации). 3) Заключительный этап – представление, защита проекта. Виды проектов: - исследовательский; - творческий; - ролевой, игровой; - информационный. Результат зависит от состава и организации работы. Особое внимание следует обратить на следующие моменты: - баланс ролей; - чёткость целей; - согласованность задач, поставленных перед каждым членом; - выработка единой системы ценностей; - формирование умения выходить из конфликтной ситуации; - воспитание поддержки и взаимного доверия; - разработка подходящей методики работы; - обеспечения успешного руководства со стороны учителя; - регулярный отчёт о проделанной работе; - ориентация на индивидуальное развитие каждого ребёнка; - развитие навыков общения. Итог проектно-исследовательской деятельности. При групповой форме деятельности оценивается работа группы в целом, при парной и индивидуальной – соответственно действия пары или конкретного ребёнка. Перечень возможных форм реализации проектной деятельности: - выставка; - газета; - журнал; - игра; - коллекция; - прогноз; - серия иллюстраций; - сценарий и др. В УМК «Школа России» очень хорошо продумана и спланирована работа над проектной деятельностью. С 1класса некоторые проекты носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Во 2-4 классах многие ученики уже знают, какой им предмет интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору. Проекты по «УМК Школа России»: 1 класс.«Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние животные»,«Живая азбука», «Скороговорки», «Сказочная страничка», «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». 2 класс.«Красная книга или возьмем под защиту», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Города России», «Страны мира», «Сказки, загадки, небылицы», «Мой детский журнал», «Узоры и орнамент на посуде». 3 класс.«Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий», «Тайна имени», «Математические сказки». 4 класс. «Разнообразие природы России», «Путешествие по реке времени», «Составим орфографический словарь». Примеры проектов из моей практики. Проект «Моя семья». Данный проект проходилв рамках уроков окружающего мира. 1 класс. Цель проекта: рассказать о своей семье, событиях, которые в ней происходят, представить каждого члена семьи и подготовить фоторассказ. Задачи: 1. Собрать данные о своей семье. 2. Изучить жизнь и увлечения моей семьи. 3. Оформить проект. Форма работы: индивидуально. Источники информации: семейный фотоальбом, личные впечатления. План проекта: 1. Представление моей семьи. 2. Наши интересные события. 3. Вывод.
Проект «Моя семья» направлен на формирование осознания значения семьи в жизни ребенка, принятия ценностей семейной жизни, формирования уважительного отношения к своей семье. Проект «Мой класс и моя школа» Цель проекта: подобрать фотографии моего класса и моей школы, познакомить с нашими буднями и праздниками и рассказать о нашей любимой учительнице. Задачи: 1. Собрать фотографии и информацию о своем классе, о школе. 2. Составить рассказ на основе полученной информации. 3. Оформить проект. План выполнения проекта: 1. Представление школы. 2. Представление класса. 3. Подбор фотографий к проекту. 4. Составление подписей к фотографиям. 5. Подготовка фотогазеты.
Данный проект воспитывает чувство гордости и ответственности за свой класс, свою школу, способствует формированию уважительного отношения детей друг другу. Исследовательский проект по теме: «Семь чудес Кемеровской области» (внеурочная деятельность). Цель проекта: изучение уникальных объектов, расположенных на территории Кемеровской области. Задачи: 1. Найти информацию о семи чудесах Кемеровской области. 2. Создать карту. 3. Оформить буклет. 4. Поделиться информацией с другими. Идея данного проекта – подготовка к юбилею образования Кемеровской области с целью выявления уникальных и наиболее значимых исторических, природных, культурных, архитектурных объектов, расположенных на территории Кемеровской области.
Итогом нашей работы было создание карты «Семь чудес Кемеровской области», одноименного буклета и публичное выступление. Исследовательский проект «Моя малая родина – Краснобродский» (внеурочная деятельность). Цель проекта: изучение истории возникновения поселка, знакомство с его основными достопримечательностями. Задачи: 1. Узнать историю родного поселка, его объекты и достопримечательности. 2. Собрать сведения о поселке через общение и интервью со старожилами поселка Краснобродский. 3. Провести опрос среди родителей об истории поселка. Объект исследования – история возникновения поселка Краснобродский. Методы исследования: - изучение и анализ архивных документов; - сбор информации в сети Интернет; - экспресс – опрос «Что вы знаете об истории возникновения поселка Краснобродского, его достопримечательностей?»; - обработка информации; - подготовка фотогазеты, презентации и защита работы. Проект «Моя малая родина – Краснобродский» направлен на формирование нравственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к поселку, стране, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.
Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. В процессе работы я пришла к выводу, что учащиеся могут успешно выполнять проектную деятельность. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. На мой взгляд, я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, проводимых в школе, в урочное и внеурочное время.