ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, ПОДГОТОВЛЕННОЙ К СТАБИЛЬНОМУ РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лимарь Елена Владимировна, воспитатель, МБДОУ №24, г. Невинномысск Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в музыке, рисунке, игре, труде. ТРИЗ — это методика, которая учит решать различного рода изобретательские задачи продуктивными, простыми и быстрыми способами. Именно поэтому можно говорить об универсальности теории решения изобретательских задач, ведь она, в первую очередь, учит мыслить творчески, нестандартно и смело. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. В своей работе я использую методики и приёмы Анатолия Гин «Приемы педагогической техники», «ТРИЗ-педагогика», тренинг по ТРИЗ. Юрия Саламатова, «Азбука ТРИЗ. Основы изобретательного мышления» Михаила Орлова. Использование ТРИЗ в детском саду — это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать те задачи, которые были возложены Министерством образования страны на педагогов в ДОУ. Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы воспитанников. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Воспитатель выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло. Актуальность данной теории заключается в формировании у дошкольников творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Эта методика требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном. В рамках ДОУ у ТРИЗ определяются следующие задачи: · Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач. · Обучение самостоятельной работе. · Воспитание творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы. Примеры некоторых ТРИЗ-игр: Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть…» (проводится с середины средней группы) Воспитатель называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику. - Что можно сказать об объекте, у которого длинная шея и пятнистая шкура? - Что можно сказать об объекте, если там есть длинный хобот? Игра «Теремок» (проводится со средней группы) Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» и сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?» В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». - Тук-тук. Кто в теремочке живет? - Это я, лиса. А ты кто? - А я волк, пусти меня к себе! -Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка. - И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д. Игра «Фантазия» Цель этой игры- развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы. Ребята, представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками). - все учебники - все спички - ручки - игрушки и т.д. Игра «Чем был - чем стал?» Воспитатель называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют… Например, стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов. Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. Бывает стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы, в часах тоже есть стекло. А вы слышали выражение: "У него стеклянное сердце." Про кого так можно сказать? Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни станут изобретателями, генераторами новых идей. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Развивая детей по технологии ТРИЗ-педагогики, получаем такой результат, где дети сами учатся находить, ставить и решать нестандартные жизненные задачи. Используя элементы ТРИЗ-педагогики, необходимо выпустить из-под своего крыла ребенка-мыслителя, ребенка-изобретателя, успешную творческую и самостоятельную личность, готовую к решению жизненных ситуаций. Использование ТРИЗ-технологии педагогом в своей профессиональной деятельности позволит качественно улучшить образовательный процесс, сделать его интересным, многогранным и увлекательным для детей, а, следовательно, позволит и повысить результативность своего педагогического труда.