Нилова Елена Владиславовна, педагог дополнительного образования, МАУДО «Дворец детского (юношеского) творчества им. Лёни Голикова», г. Великий Новгород Любое развитие характеризуется переменами и система образования не исключение - меняются основные педагогические установки в процессе построения межличностных отношений, а вместе с ними меняются и педагогические задачи. Учитель должен уметь не только удержать дисциплину на занятии, но и построить взаимоотношения на основе диалога, понимания внутреннего мира ребёнка, стремиться к максимальной реализации его способностей через развития мотивации к творческой деятельности, а также предупреждать и разрешать возникающие конфликты. В решении этих задач может помочь одна из главных сфер жизнедеятельности человека - общение. Я считаю, что общение - это важнейший профессиональный инструмент в педагогической деятельности, оно помогает создать благоприятный психологический климат на занятии и оказывать положительное влияние на формирование личности ребёнка. Определений понятия «общение» достаточно много, но более объёмно в своей трактовке, по моему мнению, оно представлено Л.П. Буевой, которая интерпретирует его как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп) характеризующийся обменом информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. [5] Важно помнить, что общение – процесс двусторонний. Понимают и принимают в качестве собеседника лишь того, кто сам умеет слушать и слышать других, ощущать, как воспринимается его речь окружающими, уместны ли его высказывания в данной обстановке, в данной конкретной ситуации, а это зависит непосредственно от склада характера и свойств личности каждого участника диалога. Основной формой взаимодействия «педагог-ученик»/«педагог-родитель», является официальная и неофициальная беседа, в которой большую роль играют педагогический стиль и такт. Выбрать стиль общения, найти необходимую тональность, выдержать её до конца разговора в соответствии с намерением и ситуацией, достичь желаемого эффекта – это тот минимум задач, которые решает учитель в ходе беседы. От его умения организовать и построить диалог во многом зависит результативность его труда. В зависимости от поставленной цели общения речь может иметь совершенно разный характер: развлекательный, информационный, убеждающий в чём-то и призывающий к действиям, или наоборот успокаивающий и так далее, всё это возможно через обращения к чувствам и переживаниям ребёнка. Педагогическая речь, в свою очередь, выразительна и содержательна только тогда, когда в её подаче соблюдены и соотнесены все эмоциональные составляющие: интонация, темп, дикция, сила, паузы. Все эти перечисленные аспекты также касаются музыки. Как педагог музыкальных дисциплин, я активно пользуюсь тем, что сама музыка, как вид искусства, является одной из ведущих форм невербальной коммуникации. На протяжении всей своей истории существования в жизни человека, она оказывала и оказывает особое влияние не только на личность, отражая её настроения и состояния, но и на общество в целом, создавая единое пространство внутреннего мира и окружающей реальности. Существуя в социуме как средство самопознания и самовыражения, музыка способна помочь открыть и узнать ученику самого себя, приобщая к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний мир, личное эмоциональное переживание, таким образом, включая его в контекст культуры межличностных отношений. Помимо этого, музыка способна создавать последовательность прочных коммуникативных реакций между совершенно разными людьми с аналогичными переживаниями и эмоциональными состояниями. Это происходит благодаря тому, что во время исполнения или совместного прослушивания музыкальных произведений происходит принятие чувств, мыслей и духовного опыта композитора, что играет немаловажную роль в воспитании ребёнка. Б. Асафьев писал, что «жизнь музыкального произведения в его исполнении, то есть раскрытии его смысла через интонирование для слушателей». [1] Из чего следует, что музыка становится собеседником через интонацию, которая в свою очередь в речи является важнейшим средством взаимодействия. Поэтому изучение музыки как одного из видов коммуникации непосредственно подводит к постановке проблемы языка. Любой язык, и музыкальный в том числе - это система знаков и символов, предназначенная для передачи особой информации. Будучи специфическим языком, обладающим неограниченными возможностями в выражении гаммы человеческих эмоций и явлений окружающей действительности, музыка представляет собой упорядоченную структуру средств музыкальной выразительности, обеспечивающую единство взглядов композитора, исполнителя и слушателя. Следует отметить, что существует три типа восприятия музыки - зрелищно-событийный, эмоциональный и обычной слуховой ориентировки. Исходя из специфики музыкального искусства, ведущим будет являться второй тип - восприятие эмоциональное, восприятие как общение. [9] Данную мысль подтверждают многие известные педагоги (Б.В. Асафьев, А.Н. Сохор, В.В. Медушевский и др.), выделяющие общение как основную деятельность в процессе понимания музыки, творческий преобразовательный характер которой, непосредственно и формирует создание единого художественного образа. Исходя их этого, можно говорить о том, что в музыке заложены практически безграничные возможности общения, понимания и передачи ощущений, что в совокупности с правильно организованным педагогическим диалогом, построенным на доверии и взаимообмене духовными ценностями, делает музыкально - образовательный процесс неотъемлемой составляющей для становления личности ребёнка, стимулируя его мышление и воображение. Библиографический список. 1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс/ Б. Асафьев. 2-е изд. Кн. 1, 2 Л.: Музыка, 1971. - 376 с. 2. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 2003. – 190 с. 3. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО "Модэк", 2000. – 213 с. 4. Грехнев В.С. Культура педагогического общения, М.: Просвещение, 2000 5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – Спб.: Издательство «Питер», 1999. – 368 с. 6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение,2004. – 290 с. 7. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 2003. – 367 с. 8. Петрушин В. И. «Музыкальная психология». – М.: Юрайт, 2018. 9. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). – М.: Наука, 1979. – 190 с.