ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Иванова Марина Вячеславовна, учитель физической культуры, МБОУ школа № 10 «Успех», г. Самара Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность, безнравственность, раболепное поклонение всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах. Сегодня востребован не лозунговый патриотизм, а патриотизм действия, собственного примера, т.е. патриотизм настоящий. Сегодня необходимы и востребованы такие люди, которые считают свой дом, регион, город, страну сферой своей личной ответственности, людей, которые считают: если не я, то кто? Такое отношение нельзя навязать, нельзя заставить жить и чувствовать именно так, но этому можно научить. Это говорит о том, что педагоги должны проводить работу с учащимися, направленную на формирование у ребят гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему. Занимаясь в объединениях туристско-краеведческого направления, каждый ребёнок лично может быть активным участником деятельности, что способствует формированию патриотических качеств у детей. Туристско-краеведческая деятельность является эмоционально яркой и очень содержательной стороной жизни детей и подростков, которая способствует укреплению здоровья, разностороннему воспитанию, становлению гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. В процессе туристско-краеведческой работы учащиеся включаются в диалог с окружающим миром, знакомятся с людьми различных профессий. История предстает не в виде абстрактных формулировок учебного пособия, а через конкретных людей, она становится образно-чувственной. Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике, он возник еще в начале ХХ века в США. Его называли также методом проблем и связывали он с идеями гуманистического направления в философии и 10 образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. Проектный метод в образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение старшеклассника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей Дж.Дьюи: детство ребенка – не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь, поэтому образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ребенку пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни; всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка. Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с педагогом окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с педагогом, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали: - выделение внутреннего учебного материала; - организация целесообразной деятельности; - обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие- ступени. Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Учащиеся должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учатся разбираться путем проб в реалиях жизни. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, что является особенно важным для профессионального самоопределения старшеклассников. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Проектная деятельность в дополнительном образовании дает возможность учащемуся активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации получаемых таким образом знаний. Вся работа над проектом делится на 4 этапа: Этап 1. Подготовительный: подбор материала по выбранной тематике; - анализ и осмысление полученной информации; - составление плана будущего проекта. Этап 2. Практический: - создание среды, соответствующей выбранной тематике; - вставка текста и иллюстраций; - создание наглядности и интерактивности. Этап 3. Работа над творческим отчётом. Этап 4. Подготовка к защите творческого проекта. Педагоги школы отмечают, что ребята, занимающиеся проектной деятельностью, меняются в лучшую сторону: становятся более воспитанными, дисциплинированными, отзывчививыми. Описанный опыт позволяет сделать следующие выводы: - используемая технология – проектная деятельность, эффективна для- формирования в подростках качеств гражданина и патриота; \ - подростки проявляют интерес к занятиям патриотического направления. - воспитательная работа гражданско-патриотического направления актуальна для педагога дополнительного образования в целом, поскольку работать над сформированностью гражданско-патриотических качеств личности нужно постоянно.