ЭКО-КВЕСТ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Тимофеева Ольга Сергеевна, воспитатель, Патракова Татьяна Викторовна, старший воспитатель, МБДОУ № 89 «Умка» комбинированного вида г. Северодвинск Актуальность и особенности технологии «квест-игра» Сегодня остро стоит угроза экологического кризиса. Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинать воспитывать экологическую культуру с малых лет. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания. Квест-игра как форма эколого-просветительских мероприятий, становится актуальной в контексте требований ФГОС ДО, согласно которому воспитательно-образовательная деятельность в ДОУ должна носить игровой характер, ориентировать детей на применение и реструктурирование знаний, на самостоятельный и инициативный поиск. Слово «квест» переводится с английского языка как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления различных препятствий. Квест – это командная игра. Включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет, в нашем случае связанный с природоохранной и экологической тематикой. Образовательный квест для детей дает возможность сочетать развлекательную и образовательную функцию, интеллектуальные и двигательные задания, предполагает гибкое сочетание организационных форм (две команды, работа в парах, группах), он должен быть тематически оформленным, игровым, иметь сюжетных персонажей, соответствовать уровню знаний детей по экологии, выводить детей не столько на репродуктивную, сколько на творческую, частично-поисковую деятельность. Эко-квест «Земля в опасности»: краткое описание Педагогами нашего детского сада был разработан и проведен эко-квест «Земля в опасности». Цель- формирование экологической культуры воспитанников посредством игровых технологий. Задачи: 1) обобщить и пополнить представления детей о природе, ее явлениях, правилах поведения в ней; 2) развивать коммуникативные умения, познавательно-исследовательский интерес, наблюдательность, воображение, смекалку, умение логически мыслить, делать умозаключения; 3) воспитывать бережное отношение к природе, ее ресурсам, животному и растительному миру, умение согласовывать свои действия для достижения общей цели; 4) доставить детям радость, удовольствии от выполнения совместных заданий. Целевая аудитория, формат мероприятия Эко-квест ориентирован на воспитанников 5-7 лет. Он представляет собой игру-путешествие по «станциям», предполагает командное выполнение заданий природоохранной и экологической тематики. Время пребывания на одной «станции»-15 минут. Одновременно, находясь в разных помещениях, в квесте приняли участие 96 детей из 5 групп ДОУ, 6 педагогов-руководителей станций. Эко-квест «Земля в опасности» подчинен сюжету: друг детей Лесовичек сообщает о том, что в его лесу случилась беда, в нем поселилась тишина, перестали петь птицы, расти цветы и деревья, пропали все животные, он посылает фотографию своего леса и просит детей о помощи. Чтобы спасти лес, детям необходимо решить игровые задачи (квесты), организованные педагогами на разных «станциях». После успешного выполнения задания, меняется содержание картинки с изображение леса (он становится чище, возвращаются животные и птицы). Квест 1. Виртуальная экскурсия «Путешествие по страницам Красной книги»: знакомство с редкими видами животных и растений, находящимися под защитой, разгадывание загадок, ребусов. Квест 2. «В мире растений»: знакомство с интересными фактами о растительном мире нашей планеты, изготовление подснежника в технике оригами, составление модели прорастания дерева. Квест 3. «Голубая планета»: при помощи интерактивного глобуса дети знакомились с климатическими зонами, морями и океанами, материками и островами, а так же рассматривали и отгадывали созвездия ночного неба. Квест 4. «Чистота природы начинается с тебя»: дети практиковались в раздельном сборе мусора, сортировали бумажные, пластиковые, металлические отходы, учились очищать воду при помощи изготовленных фильтров, выявляли источники загрязнения воздуха, вспоминали правила поведения на природе, изготовили информационный плакат. Квест 5. «Новая жизнь старым вещам»: практикум по изготовлению поделок из бросового материала. В результате выполнения всех заданий, дети увидели картинку «ожившего» леса, смогли услышать звуки природы. Итоговый информационно-методический ресурс. В ходе подготовки и проведения эко-квеста «Земля в опасности» оформлены: презентация для детей «По страницам красной книги», картотека «Экологические игры», модель-схема прорастания дерева, изготовление фильтра для воды, плакат «Правила поведения на природе». Таким образом, эко-квест как инновационная форма организации образовательной деятельности в ДОУ, способствует развитию активной, деятельной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых экологических задач, использования ИКТ.