ТАНТАМАРЕСКИ И СЕНСОРНЫЕ ДОРОЖКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ ОВЗ
Силантьева Ольга Васильевна, воспитатель, МДОУ «ЦРР – Детский сад № 4», Ивановская область, г. Шуя В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Используя пальчиковые дорожки и тантамарески, стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. В работе по развитию мелкой моторики я использую: Сенсорные дорожки для пальчиков. Это дорожки, которые представляют собой ряд упражнений, с помощью которых развиваются и совершенствуются движения кистей и пальцев рук. Они сделаны из фетра и различных по фактуре материалов: пуговиц, гладких и фактурных, шнура, стеклянных камушков, паролончиков, деревяных бусин и т.п.Сенсорные дорожки используются для одновременной работы правой и левой рукой, а также поочередно. Дорожки можно соединять попарно, а можно сложить в одну длинную. Занятия с дорожками полезны детям начиная со второй младшей группы и до младшего школьного возраста. Перед началом работы с «шагами» взрослому рекомендуется попробовать поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий. Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы — разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук. Дорожка помоги дойти божьей коровке до кошечки
«Прошагай» пальчиками левой руки по пуговицам: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним. Активно работает кисть руки. Дорожка «Мостик»
«Прошагай» пальчиками левой руки по мостику: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним. Активно работает кисть руки. Дорожка «Сугроб»
«Прошагай» пальчиками правой руки: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним. Активно работают тактильные ощущения. Дорожка «Гонки»
Помоги машинкам быстрее добраться до робота. «Пробеги» по дорожкам обеими руками указательным и средним пальцем. Развивается тактильное ощущение. Дорожка «Ежик»
Помоги ежику собрать грибы. «Прошагай» пальчиками левой руки по дорожкам до грибочков: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем, большим и мизинцем, большим и безымянным, большим и средним. Активно работает кисть руки. Дорожка «Цветы»
Помоги Микки перепрыгнуть с цветка на цветок. «Прыгай всеми пятью пальчиками правой руки по цветочкам, одновременно с произношением стихотворения. (прыг-скок, прыг-скок, я с цветка на цветок.), потом повторить все левой рукой. Этапы работы с дорожками. Первый этап: знакомство с ритмом стишка или приговорки. Пальчиковые игрушки-тантамарески – это фигурки из бумаги или картона, с вырезанными в них прорезями для пальчиков, чтобы оживить фигурку. Игрушки – тантамарески – прекрасное логопедическое пособие, которое способствуют не только овладению навыками мелкой моторики, но и помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга; развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. Материал для изготовления игрушек – тантамаресок самый обычный, это цветной картон, цветная бумага или готовые картинки, у меня в данном случае из фетра.
Задача ребенка в этой игре, просунуть свои пальчики в специальные прорези и попробовать прошагать своими пальчиками, которые превратились в ножки мишки, зайки или какой-либо другого персонажа. Где же использовать такую игрушку, как тантамарески? Конечно же на пальчиковых дорожках. Для меня, как для воспитателя логопедической группы тантамарески стали удачным подспорьем в процессе автоматизации поставленных у детей звуков при заучивании стихов, потешек, при инсценировании театральных импровизаци. Твистер для пальчиков – отличная идея для развития мелкой моторики, зрительно-моторной координации, внимания, умения играть по правилам. Можно сделать игровое поле из фетра и цветных пуговиц.
Игра «Футбол» - игра в паре для развития мелкой моторики, зрительно-моторной координации, внимания, умения играть по правилам.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. При реализации игровой технологии «Пальчиковые дорожки» дети учатся управлять своим телом, руки подготавливаются к письму, что особенно важно для будущих школьников.
Библиографический список 1.Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи//Дошкольное воспитание, 1990, №8, с.62-65. 2.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е изд. — СПб.: КОРОНА-Век, 2007. — 32 с, ил. 3.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь, СПб, 1996.