РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОГО ПРОЕКТА «ЧТО ТАКОЕ ХЛЕБ И КТО ИМ ВОСХИЩАЕТСЯ?»
Зеленина Екатерина Владимировна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад№23” Золотой ключик“» г. Великий Устюг Вопросы познавательного развития детей отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие». Стандарт предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Однако современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям. Как же поправить ситуацию? Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Детско-взрослые проекты – это один из способов ввести ребёнка в мир окружающего, раскрыть его красоту, неповторимость, научить беречь и любить окружающий мир, узнавать его. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Одним из примеров детско-взрослых проектов может служить информационно-практико-ориентированный«Что такое хлеб и кто им восхищается?». Актуальность проекта Меняются времена, меняется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. Хлеб в нашей стране – это символ благополучия и достатка. Хлеб является результатом кропотливого труда множества людей. «Хлеб – всему голова» – не пустые слова, а народная мудрость – выражение отношения нации к самому важному на столе продукту. Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей мы встречаем хлебом-солью, иногда даже не задумываясь о самом слове и значении слова «хлеб». Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь и в семье, и в детском саду, и в школе. Для того чтобы воспитать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлеборобов и пекарей, гордость за нашу Родину и патриотизм – нужно проводить беседы о хлебе, читать соответствующую художественную литературу, знакомить с профессиями, с культурными обычаями и традициями нашего народа. Без уважения к родной земле, к истории и культуре своего Отечества невозможно воспитать полноценно развитую личность. Продолжительность реализации проекта - 1 неделя. Проблема Во время обеда дети задали вопрос: как появился хлеб и все ли его любят? Мы решили узнать об этом все вместе. После того как мы обсудили в каких источниках можно найти информацию, первым делом решили сходить на предприятие «Устюгхлеб». По нашему мнению, это был самый интересный способ получения знаний. Там мы увидели изготовление кондитерских изделий. А как пекут хлеб мы так и не узнали, потому что хлеб пекут рано утром и после обеда. Мы же пришли в другое время. После этого мы решили взять книги в библиотеке, и все же узнать, как появляется хлеб, и кто им еще восхищается кроме нас. Цель проекта Цель педагогическая: воспитание духовно-нравственных и культурных ценностей, формирование у детей представлений о ценности хлеба, общественной значимости труда хлеборобов и пекарей, формирование знаний об отражении образа хлеба в произведениях литературы и искусства. Цель детская: проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции и создать альбом с ее видами. Задачи - поддерживать естественный интерес и любознательность детей; - дать детям представления о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, агронома; - воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда; - расширить представления о разнообразии хлебобулочных изделий; - учить анализировать и делать выводы; - учиться применять полученные знания в продуктивных видах деятельности; - обогатить словарный запас у детей; - развить творчество и фантазию, воображение, мышление, интерес и любознательность, внимательность и наблюдательность; - формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Ожидаемые результаты дети научатся собирать, обрабатывать информацию, анализировать полученный материал, формулировать свои выводы, научатся ценить хлеб, почувствуют уважение к хлебу других людей (художников, писателей, народа в целом), получат новые знания. Реализация проекта Подготовительный этап Педагоги: - выявление первоначальных знаний у детей по данной теме путем беседы; - подбор познавательной и художественной литературы для реализации проекта; - беседа с родителями об организации экскурсии на предприятие «Устюгхлеб». Дети: планируют деятельность по проекту и результат (продукт проекта - создание странички в рукотворную книгу «Путешествие по Великому Устюгу», альбом рисунков «Хлебобулочные изделия»). Основной этап - экскурсия на предприятие «Устюгхлеб»; - создание странички об этом в рукотворную книгу «Путешествие по Великому Устюгу»; - беседа о труде хлебороба; - дидактическая игра «Собери картинку»; - рассматривание гербария зерновых культур; - рисование колоска пшеницы, ржи - рассматривание картины Ивана Ивановича Шишкина «Рожь»; - заучивание стихотворения В. Пальчинскайте «Хлеб»; - физкультурный досуг «Как мы хлеб вырастили»; - подбор фотографий на тему «Что мы умеем печь» (работа детей с тестом дома); -познавательно-исследовательская деятельность: игра-эксперимен-тирование «Просеивание муки» - дидактическая игра «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; - игровая ситуация «Откуда взять хлеб для нашего магазина?» (лепка из соленого теста хлебобулочных изделий); - кружок по развитию художественно-творческих способностей «Чудеса из теста» (соленое тесто); - сюжетно-ролевая игра «Булочная» - посещение музея «Ржаной хлебушко- калачу дедушка»; - чтение рассказа Н.Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб», русской народной сказки «Колобок», «Колосок», «Крылатый, мохнатый да масляный», литовской сказки «Как волк вздумал хлеб печь» и ее инсценировка; - чтение пословиц и поговорок о хлебе - знакомство детей с историческими фактами, связанными с хлебом в годы войны - беседа «Кто любит хлеб?»; - отгадывание загадок о хлебобулочных изделиях; - оформление мини-музея.
Итоговый этап Создание альбома с рисунками «Хлебобулочные изделия», написание странички ребенком в рукотворную книгу о нашем городе «Путешествие по Великому Устюгу» об интересной и познавательной экскурсии на предприятие «Устюгхлеб», чтобы другие дети и взрослые смогли получить интересную информацию о хлебе. А ниже вы можете познакомиться с рукописной страничкой ребенка о предприятии «Устюгхлеб». Оформить ее в электронном виде помогли родители. Автор Марина Г. Экскурсия на предприятие «Устюгхлеб» Как только мы зашли в двери, то сразу почувствовали ароматный запах хлеба. Мне даже показалось, что этим запахом пропитаны стены. Больше всего мне запомнилось, как пекутся пряники: - сначала просеивают муку в большой чан, чтобы тесто получалось пышным, и прянички были вкуснее, - затем в специальную машину складывают все ингредиенты и замешивают тесто, - выливают тесто в машину, которая делает заготовки пряников, похожие на котлетки - затем их на противнях спускают по специальному лифту в печку печься, - оттуда по лифту они поднимаются и остужаются холодным воздухом, - затем в специальной машине они обливаются сиропом и вываливаются на решетку влажными, а некоторые слипшимися. Потом их аккуратно разъединяют и рассыпают подальше друг от друга, - по этой сетке под большим коробом пряники медленно едут и сушатся целый час, затем они сами падают по коробочкам
- в самом конце качество пряников оценивают в лаборатории. Еще мы пробовали заворачивать мятные конфетки в фантики, пробовали на вкус овсяные пряники, видели, как изготовляют конфеты «Петушиные гребешки» и самыми первыми их пробовали на вкус. В ходе проектной деятельности дети научились собирать, обрабатывать, анализировать полученный материал, формулировать свои выводы. За счет активной познавательной деятельности, устойчивого интереса дети смогли усвоить большой объем материала о русских традициях, обычаях, связанных с выращиванием хлеба, узнали о процессе обработки зерна и выпечке разнообразных хлебобулочных изделий, о ценности хлеба для русского народа, его роли для каждого человека. Хотелось бы также отметить, что в ходе освоения темы проекта дети проявили свое творчество и желание «воплощать свои идеи в жизнь».