Гришуткина Анна Викторовна, воспитатель, МБДОУ «ДСОРВ «Рябинушка» Усть-Абаканский район, с. Зеленое. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Что же такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения. Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки дошкольного обучения. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать коллективную книжку. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия! Преимущества использования Лэпбуков: Ребенок самостоятельно собирает нужную информацию, перерабатывает большой объем данных. Побуждает интерес у детей к познавательному развитию. Может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым. Развивает креативность и творческое мышление, это очень простой способ запоминания. Создание лепбука объединяет интересы. Эффективно использовать Лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы. Из чего состоит лэпбук? Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации. С чего начать? тема - план - макет - оформление. Тема должна быть интересна ребенку и выполнима (соответствовать возрасту), оригинальна. Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен включать в себя лэпбук Пример плана лэпбука «Зимушка-зима» 1. «признаки зимы» 2. Народные приметы 3.Стихи 4. «зимние виды спорта» 5. Рассказ по картине 6. «найди такую же снежинку–развивающая игра»7. Загадки. В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к пространственной предметно-развивающей среде и обеспечивает: • возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности); • разнообразие игровых заданий; • интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую); • возможность разнообразить самую скучную тему; • научить простому способу запоминания; • объединить группу детей (всю семью) для увлекательного и полезного занятия; • компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке); • вариативность использования заданий; • возможность добавлять новые задания в «кармашки». Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям организации партнёрской деятельности взрослого с детьми: • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе). Используемая литература: 1. Невесенко В. «Лэпбук как новый способ систематизации знаний», https://www.uchportal.ru/fgos/lapbook-kak-novyj-sposob-sistematizacii-znanij-8781 2. Пуляевская А. «Технология «лэпбук» (lapbook. лепбук) и ее применение», https://nitforyou.com/lepbuk 3. Свиридова И. ««Лэпбук» как современное средство обучения дошкольного возраста», https://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/ljepbuk-kak-sovremennoe-sredstvo-obuchenija-doshkolnogo-vozrasta