СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ
Субочева Светлана Петровна, учитель начальных классов, МБОУ Школа №105 г. Самара В основе принятого в РФ государственного образовательного стандарта стоит формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия– это умение учиться, это способность ученика к саморазвитию, самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; это способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, организация своего учебного процесса. Знания, умения, навыки со временем устаревают, поэтому способность обучаться, общаться с другими людьми представляет главный результат образования. Представляю Вашему вниманию некоторые рекомендации, которые сделают Вас единомышленниками учителей в формировании универсальных учебных действий у наших детей. Но вначале познакомимся четырьмя группами универсальных учебных действий (УУД). Коммуникативные- обеспечивают сознательную ориентацию детей на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностные- обеспечивают умение соотносить поступки с принятыми нормами поведения, знание и применение моральных норм. Регулятивные - обеспечивают организацию детьми своей учебной деятельности. Это планирование, прогнозирование, контроль своей деятельности, исправление, оценка своей учебной деятельности. Познавательные - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Как же родителям помочь развить универсальные учебные действия у своих детей? Личностные УУД: 1. Не забывайте, что ребенок ваш – индивидуален. Поэтому помогите ему найти в себе индивидуальные личные особенности, свойственные именно ему. 2. В жизни ребенка взрослый это важный человек, который «открывает» ему настоящий мир. Помогите раскрыть и развить сильные и положительные качества и умения своего ребёнка. 3.Помогая организовывать учебную деятельность дома своего сына или дочки, учитывайте их индивидуально-психологические особенности. 4. Помните, что главным является личность вашего ребёнка, которую именно вы формируете своей деятельностью, своим примером. Познавательные УУД: 1. Если вы хотите, чтобы ребёнок с успехом усваивал материал, научите его мыслить по системе (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала). 2. Постарайтесь помочь ему овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите его учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить прочное усвоение знаний. 3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания в разных сферах. 4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем. 5. Очень полезны для развития познания детей загадки, логические задачи, шарады, домашние игры, викторины. Коммуникативные УУД: 1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Задавайте ему больше наводящих вопросов. 2. Побуждайте ребенка самого задавать вам уточняющие вопросы по материалу, который изучается в школе (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда?). 3. Изучайте и учитывайте жизненный опыт вашего ребёнка, его интересы, особенности развития. Регулятивные УУД: 1. Научите вашего ребёнка контролировать свою речь (темп, громкость, жестикуляцию) при выражении своей точки зрения по определённой теме. 2. Научите ребёнка контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу. 3. Помогите ему научиться правильно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.