ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДОУ
Автамонова Ольга Николаевна, инструктор по физической культуре, МБДОУ «Детский сад № 23 “Золотой ключик”», г. Великий Устюг
«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит
от постановки физической культуры в детском саду и семье…».
Академик Н.М. Амосов
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается – «семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов». Как же сделать так, чтобы родители выступали заинтересованными участниками педагогического процесса? Для этого я использую такие формы взаимодействия, которые носят не столько консультативную, сколько практическую направленность и являются системными мероприятиями с участием родителей, воспитателей и детей. Условно их можно разделить на 4 группы. Коротко рассмотрим каждую из них. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Это такие формы как анкетирование, беседы, тесты, конкурсы. В основном сбор информации осуществляют воспитатели, а построение работы на основе аналитических данных мы планируем совместно. Познавательные формы – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: семинары-практикумы, консультации, круглые столы. Они являются эффективной формой приобщения родителей к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогическую культуру, развивают навыки группового взаимодействия. Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Это стенды, выставки, стенгазеты, фотоколлажи. Досуговое направление является основным направлением в моей работе. На практике оно оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение взрослых в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям - это создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения. Каков же результат работы по использованию досуговых форм: - родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем - педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию; - в ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества; - родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах. Анализ проведенного опроса показал, что, 90% родителей отдают предпочтениеименно таким мероприятиям.Ежегодно, стало традицией проведениефизкультурно-музыкальных праздников с родителями: «Мама и я - спортивная семья», «Мой папа – самый лучший» (к 23 февраля), дружеские встречи между родителями разных возрастных групп. Одной из эффективных форм взаимодействия с семьями является проектная деятельность детей, родителей и педагогов. Поздняя осень - период повышенного риска заболеваний. У части детей отмечаются признаки простуды. И в ноябре мы реализовали проект «Быть здоровыми хотим» и определили педагогическую цель проекта: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков. Чтобы реализовать поставленную цель, мы сформулировали задачи. При организации проекта очень важно было согласовать действия всех специалистов детского сада (это воспитатели, инструктор по физвоспитанию, старшая мед.сестра и музыкальный руководитель). Коротко остановлюсь на этапах реализации проекта непосредственно с детьми. 1 этап – мотивационный. Воспитатель задала детям вопросы. Хорошо ли быть здоровым, может лучше болеть? Кто может вам помочь быть здоровыми? На этот вопрос главными помощниками они назвали родителей, а также медсестру Наталью Геннадьевну и инструктора по физвоспитанию, Ольгу Николаевну. Тогда воспитатель пригласил меня в группу, и мы побеседовали с детьми на эту тему. Я задала им вопрос, что надо делать, чтобы быть здоровым? У детей были разные интересные ответы, но все они были правильные и точные. В ходе беседы мы вместе с детьми решили организовать «Неделю Здоровья». Для этого нам нужно распланировать наши действия. Мы решили провести соревнования на скакалке, соревнования с мячом, разучить новые подвижные игры. Я пообещала детям, что на этой неделе будут неожиданные сюрпризы. Мы приняли решение создать с детьми рукотворную книгу «Быть здоровыми хотим», в которую вошли фото детей, где они занимаются спортом, стихи, рисунки детей, информация о спортивной жизни груп
пы. Итогом нашей недели решили провести физкультурный праздник с родителями.
Чтобы вовлечь родителей в проект, их тоже нужно замотивировать. Для этого воспитатель на родительском собрании включила запись беседы с детьми о том, что дети считают родителей главными помощниками в укреплении их здоровья, сообщает о решении организовать в группе «Неделю здоровья». Мы, совместно с педагогами и родителями, обсудили на родительском собрании участие родителей в «Неделе Здоровья».
Основной этап – это непосредственное проведение запланированных мероприятий. Реализация проекта у детей проходила через все виды детской деятельности. Это и утренняя гимнастика с разнообразным оборудованием, соревнования по прыжкам на скакалке, занятия детей на тренажерах, знакомство со спортсменами-устюжанами и проведение физкультурных досугов. Интерес у дошкольников вызвали и дидактические игры, такие как «Спортлото», «Что перепутал художник», «Составь по порядку» и т.д. Очень понравились детям новые подвижные игры «Рыбак и рыбки», «Яшка», «Золотые ворота», а также удачно прошли соревнования с мячами. На прогулке дети активно усваивали элементы спортивных игр, организовали марш-бросок с различными заданиями.
Заключительным этапом стало итоговое мероприятие нашей «Недели Здоровья» - совместный физкультурно-игровой досуг «А ну-ка, мамочки!» Цель: вовлечение родителей в спортивную жизнь детского сада; развитие интереса к физкультурно-массовым мероприятиям; создание теплой атмосферы сотрудничества между детьми и родителями. Итогом всей моей работы, как инструктора по физическому воспитанию, я считаю: - формирование у детей осмысленного отношения к здоровью; - формирование устойчивого интереса детей к физической деятельности; - активизация родителей через участие в различных формах взаимодействия с детским садом; - пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе новыми играми и спортивными атрибутами.