ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ОБЪЕДИНЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
Заболотских Динара Габтельбаровна, педагог дополнительного образования, МКОУ ДО «ДДТ» Малмыжского района Кировской области г. Малмыж, Кировская область Система дополнительного образования согласно закону об образовании в РФ, является составляющей всей системы образования, что определяет необходимость для педагогического коллектива создавать условия для содержательного партнерства образовательного учреждения и семьи, при этом семья выступает уже не только как потребитель и заказчик образовательных услуг, но и как основной партнер. В связи с этим в качестве одной из целей, стоящей перед педагогом, является необходимость осуществления «психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения». Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании строятся на основе свободы выбора. Но многие родители не видят необходимости систематически общаться с педагогами, вследствие чего появляется проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Успешное решение задач воспитания возможно только в объединении усилий семьи и системы дополнительного образования. Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагоги дополнительного образования должны стремиться к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс. Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в учреждении дополнительного образования есть родители, которые посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка. Учитывая потенциал таких родителей, в объединении «Бисероплетение» был создан родительский комитет, перед которым стояли следующие задачи: - Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося. - Объединить усилия для полноценного развития и воспитания детей. - Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки. - Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним. Совместно с родительским комитетом мы организуем: - Родительские собрания - Дни открытых дверей - Творческие мастерские - Индивидуальные консультации (беседы) - Семейные гостиные. Очень нравится детям «Семейные гостиные», когда в гости, на чашечку чая приходят их родители и общаются со всеми детьми объединения. В рамках этих вечеров затрагиваются такие темы как: выбор будущей профессии, хобби, любимые книги, поэзия и т.д. Иногда дети узнают что-то новое о своих родителях, например, что в молодости они писали стихи, родители с удовольствием декламируют их. В такие моменты чувствуется, как укрепляется связь между поколениями. Для сбора информации о семье и психолого-педагогических проблемах, с которыми она сталкивается, возможно использование индивидуальных консультаций. Такие консультации дают возможность не только получить информацию о семье, но и установить доброжелательные и партнерские отношения между педагогом и родителем. Используя в ходе консультации различные методы, педагог имеет возможность получить информацию об особенностях развития ребенка, его интересах и увлечениях, особенностях характера, целевых установках, моральных и нравственных ценностях семьи. «Творческие мастерские» проводятся в форме мастер-классов как совместно для родителей с детьми, так и для родителей отдельно. Таким образом, посредством организации совместной деятельности с родителями, мы надеемся установить прочную тесную связь «Семья – учреждение», что позволит детям увидеть, что их интересы занимают важное место в жизни семьи. В целом, четко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, нам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия системы дополнительного образования с семьями обучающихся.