ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА
Плохотникова Жанна Викторовна, методист, МБУ ДО «ЦДО «Одаренность», г. Старый Оскол В современном мире происходят активные социальные изменения, меняется социальный заказ общества в вопросах развития и воспитания детей, актуализируется психолого-педагогический подход в образовании к проблеме современной семьи. В связи с этим, необходимо обновление содержания, организационных форм просвещения родителей, внедрение в практику нетрадиционных методов работы, образующих единое образовательное пространство, способное помочь развитию ребенка и его семьи. Социализация дошкольников является сложным непрерывным процессом, в результате которого происходит усвоение норм поведения, навыков, ценностей, убеждений, свойственных окружающему социуму. Главная роль в процессе социализации дошкольников ложится на образовательные учреждения и семью. Федеральный государственный образовательный стандарт позиционирует семью, как важнейший институт общества и устанавливает современные ориентиры построения взаимодействия с семьями дошкольников. Основной целью такого взаимодействия является вовлечение родителей в единое образовательно-воспитательное пространство. Главная задача семейной социализации и семейного воспитания состоит в том, чтобы развить у ребенка способности к совместной, коллективной деятельности, так как в будущем вся его жизнь будет протекать в различных группах и коллективах. Особое место в жизни ребенка занимают учреждения дополнительного образования. Это то место, где он постигает главную в жизни вещь, ищет смысл жизни и возможность быть рядом с единомышленниками, это новые контакты, новые отношения и новые обязанности. Социализация личности в учреждении дополнительного образования детей - это процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путем узнавания, освоения, обогащения и передачи опыта социального взаимодействия, необходимого для формирования готовности к социальным действиям, активной интеграции в социум и самореализации личности в обществе. Современное дополнительное образование детей имеет значительные возможности в плане наполнения досуга детей социально значимым содержанием. На это нацелены обе его составляющие – и образовательная, и так называемая культурно-досуговая деятельность. В процессе социализации ребенок становится личностью, способной функционировать в обществе. Важную роль в воспитании подрастающего поколения играет образовательная организация, но значение семьи в воспитании детей сложно переоценить. Только совместная работа образовательной организации с семьями дошкольников сможет дать им полноценное воспитание и развитие. Наиболее важным моментом взаимодействия образовательной организации и семьи является создание благоприятных условий для социального развития и организации активной жизни детей. Взаимодействие с родителями должно носить характер встречного движения. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. На сегодняшний день стало очень популярно совместное участие детей и родителей в различных проектах, конкурсах и мероприятиях разной направленности. Такая модель взаимодействия родителей, детей и педагогов помогает: - обеспечить участие родителей в образовательном процессе; - активизировать воспитательные возможности родителей; - обеспечить индивидуальный подход к детям, в процессе образовательно-воспитательного воздействия с учетом специфики семейного воспитания; - обеспечить личностное обогащение всех участников взаимодействия. В Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Одаренность» уже более четырех лет реализуется муниципальный социально ориентированный проект «Семейный Олимп» для дошкольников и родителей, направленный на формирование семейных ценностей, укрепление традиций совместного семейного досуга. Ежегодно проект включает творческие конкурсы, мероприятия интеллектуальной и спортивной направленности. В 2016-2017 и в 2017-2018 годах проект был посвящен теме семьи, в 2018-2019 учебном году проект полностью посвящен здоровому образу жизни, в 2019-2020 году посвящен различным профессиям и включал следующие конкурсы: 1) Творческий конкурс «Калейдоскоп профессий», состоящий из пяти заданий: приветствие «Парад семейных профессий»; интеллектуальная разминка «Все о профессиях»; конкурс «Редкие профессии», конкурс «Верю, не верю», 5 задание - конкурс «Веселый парикмахер». 2) Конкурс семейных лэпбуков «Мир профессий», где участники представляли в оргкомитет конкурса лэпбук на тему «Мир профессий». 3) Интерактивная игра «Радуга профессий». Программа Игры включала задания, направленные на выявление знаний о различных профессиях, на развитие навыков логического мышления. Благодаря совместному участию детей и родителей в проекте, использованию разнообразных форм взаимодействия с семьями между детьми, родителями и педагогами складываются доброжелательные, доверительные отношения. А результат их творческого союза способствовал эмоциональному развитию детей, а также вызвал взаимное чувство гордости за свою семью. Таким образом, систематическая работа по взаимодействию с семьей в условиях дополнительного образования имеет свои положительные результаты: родители из зрителей превратились в активных участников проекта, что позволило создать атмосферу взаимоуважения, творчества и дружеского общения, которые наилучшем образом влияют на социализацию детей. Литература 1. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В., Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. 2. Андреенкова, Н. В. Проблемы социализации личности: социальные исследования / Н. В. Андреенкова. М., 1970. - Вып. 3. 3.Электронный образовательный ресурс: автор Кузнецова А.Н., http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativnoi-kompetentnosti-kak-mekhanizm-sotsializatsii-lichnosti-v-uchrezh. Дата обращения: 22.11.2020 г.