ПАЛЬЧИКОВЫЙ САМОМАССАЖ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА
Привалова Марина Анатольевна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №1» г.о. Самара г. Самара Осень - самое благоприятное время года для увлекательного сбора природного материала. Шишки, орехи, желуди, ягоды рябины, листья и веточки - все это богатство является уникальным инструментом для создания поделок и изготовления всевозможных игр и пособий. Игры с природным материалом рано входят в жизнь ребенка. У детей формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают им увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Игры с природным материалам помогают развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививают любовь к прекрасному. В чём же польза взаимодействия с природой? Во-первых, в экологичности и безопасности используемых материалов. Во-вторых, в развитии исследовательских навыков, познания окружающего мира. Дети учатся видеть красоту и согласованность форм, гармонию. Они узнают характерные особенности материала: форму запах, цвет, строение. Например, дети ощущают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; каштаны плотные, гладкие, а шишки хрупкие и колючие. В дальнейшем, имея определенный опыт, они способны отвечать на разнообразные вопросы: «что бывает твердым, сочным, мягким?», «где есть косточка?», «что растет на елках и соснах?», «какие деревья бывают лиственными и хвойными?», «что растет на лугу, в поле?», «что бывает большим и маленьким?». Кроме того, природный материал доступен и прост в обращении. При любом двигательном тренинге развивается прежде всего мозг. Ученые утверждают, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. Доказано существенное влияние тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику, которую тренируем на занятиях логопеда и воспитателя. В контексте выше сказанного в своей работе по коррекции речевых нарушений у детей с ТНР я активно использую природный материал для проведения элементов самомассажа и развития мелкой моторики. Все упражнения выполняются под стихотворный текст. Ритмически организованная речь является важным стимулом. По мнению Т. Г. Визель, этот стимул рассчитан на то, что включившиеся в деятельность подкорковые структуры мозга окажут восходящее активирующее влияние на кору мозга. Самомассаж – это совокупность поглаживаний, растираний, разминаний и вибраций, которые человек выполняет сам по поверхности своего тела. 1. Комплекс упражнений для самомассажа ладоней и пальцев рук с помощью грецких орехов. «Я орешек возьму, крепко-крепко сожму, Словно винтик вкручу, и снова все начну!» (Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки. Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки.) «Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх, А потом обратно, чтоб стало мне приятно». (Прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья. Скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки.) «Я катаю свой орех, чтобы был круглее всех Вокруг земли луна летает, А вот зачем - сама не знает» (Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин). «Научился два ореха между пальцами держать. Это в школе мне поможет буквы ровные писать». (Удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть). 2. Комплекс упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук сосновыми (еловыми) шишками. «Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать. Шишке все расскажем, пальчики покажем. Каждый пальчик обойдем, снова мы считать начнем». (Сильное надавливание шишкой на основание большого пальца, указательного, среднего, мизинца и середину ладони). «Если, как Мишутка, сильным хочешь стать, Надо в ручке шишку сильно-сильно сжать». (Положить шишку на середину ладони, сжимать и разжимать пальцы руки. Затем сменить руку.) «Мишка с шишкою играет, между лап ее катает. Медвежата все хохочут, шишки лапы им щекочут. Колются не больно, малыши довольны» (Шишку положить между ладонями, делаем круговое движение, постепенно увеличивая нажим и темп). 3. Комплекс упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук каштанами. «Ты катись, катись, каштанчик, Поздоровайся с каждым пальчиком. По ладошке покружись, своей силой поделись!» (Проводим с лёгким надавливанием каштаном по каждому пальцу, затем круговое продвижение каштана по ладони). «1, 2, 3, 4, 5! С каштаном будем мы играть своим ручкам помогать». (Загибаем пальчики на обеих руках одновременно, разгибаем пальчики на обеих руках, катаем каштан между ладонями). «Я каштан держу в руке, И ладошками катаю. Зажимаю в кулаке. Отпускаю, разжимаю». (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой, а затем в левой руке) «1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть». (Соединяем пальчики на обеих руках, пальчики здороваются) «Пальчики свои встряхнём И немного отдохнём!» (Встряхиваем кисти рук, дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на свои ладони.) Подводя итоги, отметим, что игровой пальчиковый самомассаж - это высокоэффективный, доступный и безопасный метод оздоровления, развития речи и познавательной деятельности. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Он является эффективным средством совершенствования таких психических функций как внимание, память, зрительно-моторная координация, а так же развитие речевой и творческой сфер. А использование природного материала при проведении самомассажа вызывает у детей положительные эмоции и желание выполнять движении.