ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Бобкова Наталия Георгиевна, преподаватель французского языка, МАОУ «ЛГ №3» г. Улан-Удэ, Бурятия В настоящее время в России все больше учащихся и их родителей выбирают французский язык в качестве изучения второго иностранного языка. Это объясняется как традиционным интересом к истории и культуре Франции, так и тем, что французский язык по-прежнему востребован как язык дипломатии и межкультурных контактов различного характера. Обучение французскому языку в МАОУ «Лингвистическая гимназия № 3» проводится по учебнику «Встречи» авторы Н.А. Селиванова, А.Ю. Шашурина, издательство «Просвещение». УМК предназначен для обучения учащихся филологического профиля, изучающих французский язык как второй иностранный. Основным подходом при обучении второму иностранному языку является сравнительно-сопоставительный метод на сознательной основе, что, безусловно, служит интенсификации процесса обучения, развитию чувства языка у учащихся. На изучение французского языка в нашей школе отводится 2 часа в неделю. Исходя из этого, основная цель обучения французскому языку как второму иностранному является формирование коммуникативной компетенции, которая понимается, как способность учащихся общаться на иностранном языке в пределах, обозначенных программой. Отбор содержания проводится с учетом необходимости и достаточности содержания для достижения поставленной цели обучения, с учетом возрастных особенностей учащихся подросткового возраста, сферой их интересов, с учетом возможностей учащихся усвоить отобранный материал, а также в соотнесении с опытом изучения первого иностранного языка. На уроке французского языка учащиеся овладевают многими метапредметными умениями: учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Используя средства интеграции французского языка с другими учебными предметами (литературой, историей, географией, русским языком, латынью, английским языком и др.) стараюсь помогать в развитии мотивации и интереса к познавательной деятельности. При выполнении различных типов заданий дети учатся самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Учитывая, что в настоящее время бурно развиваются процессы национального самосознания народа и все чаще возникают вопросы: «Кто мы?», «Каковы наши истоки?», «На каких национальных обычаях, традициях воспитывать наших детей?», «Как сохранить свою индивидуальность, язык и культуру?», в нашей школе идет целенаправленное использование национально-регионального компонента на уроках иностранного языка, что стимулирует интеллектуальную и эмоциональную сферы личности учащихся. Интеграция культуры края бурятского народа с изучением иностранного языка осуществляется и на уроках французского языка по двум направлениям: - Включение краеведческой информации из разных предметных областей (истории, географии, литературы, искусства, а также истории науки и философии) в программу изучения иностранного языка. Данный интегративный подход целесообразен для расширения кругозора учащихся, создается концентрация материала вокруг определенной темы, совершенствуются языковые возможности школьников. Тематический способ усвоения краеведческой информации помогает систематизировать полученные сведения из разных наук и создать целостную картину истории и современной жизни нашего края. Литература 1. Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю. Французский язык: учебное пособие для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе: третий год обучения / Н.А. Селиванова - М.: Просвещение. – 2019. 2. Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю. Французский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе: третий год обучения / Н.А. Селиванова - М.: Просвещение. – 2019. 3. Селиванова Н.А. Аудиокурс с записью диалогов и текстов к учебнику «Французский язык. Встречи» / Н.А. Селиванова - М.: Просвещение. – 2019. 4. Селиванова Н.А. Французский язык. Второй иностранный язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Встречи». 7-9 классы. / Н.А. Селиванова - М.: Просвещение. – 2019. 5. Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю., книга для учителя к УМК «Французский язык. Второй иностранный язык для 7-9 классов / Н.А. Селиванова - М.: Просвещение. – 2019.