ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Сурганова Ирина Петровна, учитель истории, обществознания, литературы, МКОУ «ООШ с. Михайловки» Харабалинского района Астраханской области Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образовательного учреждения. Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства. Одна из проблем, с которой встречаются воспитатели в своей работе, это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. И если опытные воспитатели чувствуют себя более уверенно в этих вопросах, то молодые специалисты зачастую испытывают трудности в установлении контакта с родителями. Мы рассмотрим несколько принципов эффективного взаимодействия педагога с родителями в условиях ФГОС 1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Принцип предполагает позитивный настрой на общение и является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. В общении родителями неуместны категоричность, требовательный тон. 2. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями педагог, должен чувствовать ситуацию и настроение родителей. Здесь очень важно человеческое и педагогическое умение педагога успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. 3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители люди грамотные и осведомленные, хорошо знающие, как воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и пропаганда педагогических знаний вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада в проблемах семьи и искреннее желание помочь. 4. Открытость. Каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок. Установление личного контакта педагога с родителем является важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций. 5. Тактичность. В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности. Большое значение для родителей имеет доступность педагога, возможность для родителей с ним встретиться. В сегодняшней сложной санитарно-эпидемиологической ситуации родительские собрания все чаще проводятся онлайн. Приходится общаться с родителями, не видя их лиц, но в то же общение с родителями стало более тесным. Каждый родителей имеет возможность задать учителю интересующий вопрос в родительской группе. Кроме классного руководителя и родителей в группу во время дистанционного обучения добавлены учителя-предметники и администрация школы. Это позволяет не дать развиться конфликту. И мне бы хотелось в заключении дать некоторые рекомендации вам: Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.