ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОУ И СЕМЬИ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Максимова Ольга Павловна, воспитатель, МДОУ «Детский сад №17 «Аленький цветочек», г. Коряжма На сегодняшний день дошкольное образование регламентируется такими нормативно-правовыми документами, как Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об образовании в РФ» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В другом документе - ФГОС говорится, что одной из главных задач является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования и развития, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства - составляющих успешной социализации ребенка. Также сформулированы требования по организации работы сотрудничества с родителями. Кроме закона об образовании и ФГОС, работу с родителями регламентирует Устав детского сада, Положение о родительском комитете, основная общеобразовательная программа детского сада. Основной акцент при организации взаимодействия ДОУ с семьей, должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры. Задача дошкольного образовательного учреждения сводится не к замещению семьи, а к созданию единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, чтобы сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Древняя пословица «При общем согласии можно и глину в золото превратить» как нельзя лучше подчеркивает то, что если педагогам детского сада удается найти взаимопонимание с родителями воспитанников, если взрослые члены семьи включаются в педагогический процесс, эффективность воспитания ребенка возрастает. Родители современных воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Задача педагогов детского сада - поиск новых форм взаимодействия с ними. А педагоги дошкольного учреждения в свою очередь - не только воспитатели, но и партнеры родителей в вопросах воспитания их детей. Поэтому необходимо так построить работу с родителями, чтобы создать единое образовательное пространство для равноправного и заинтересованного партнерства. Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи: · установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; · создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; · активизация и обогащение воспитательных умений родителей; · объединение усилий для развития и воспитания детей; Для вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ и решения поставленных задач и намечена работа в трех направлениях: 1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями. 2. Повышение педагогической культуры родителей. 3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом. Работа с семьями в детском саду начинается с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в ДОУ. Педагогами проводятся личные беседы и анкетирование на эту тему. Затем на основе запросов родителей, анализа анкет составляется план работы, подбираются интересные формы взаимодействия с семьей. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, педагогами активно используются инновационные формы работы. Что такое инновация? Инновация – пер. с англ. Обновление. С точки зрения применения инновации в образовании - это внедренное нововведение, обеспечивающее качественный рост эффективности. Но это не всякое нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность. Инновационные формы предполагают: · активную позицию родителей, партнерство с педагогами, · инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям · и применение в семейной среде. Только совокупность этих составляющих дает право говорить, что форма работы является инновационной. Традиционные формы предполагают пассивную роль родителя как слушателя, общение с педагогом носит формальный характер. Использование инновационных форм делает родителей активными участниками в жизни группы и детского сада, родители выступают в роли равноправных партнеров педагогов, проявляют инициативу. В нашем детском саду успешно используются такие инновационные формы как § сайт ДОУ § открытые занятия для просмотра родителей · день открытых дверей; · «Круглый стол» на различные темы; · тематические выставки; · семейные спортивные встречи; · конкурс семейных талантов; · семейный театр; · родительский клуб; В результате внедрения инновационных форм воспитатели чаще выходят на контакт со всеми родителями, а не только с активистами. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Возросла заинтересованность родителей в жизни группы, детского сада. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Главная задача педагогов детского сада - донести до родителей, что их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. . Великий русский педагог В.А. Сухомлинский абсолютно верно сказал: «Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей». Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей – один из способов реализации замысла и целей семейной жизни, о которых говорил великий педагог. Семья, в которой родитель, участвует в жизни ребенка и детского сада – тот ориентир, на который направлено современное дошкольное образование. Формы и методы организации сотрудничества – инструмент, который в руках грамотного педагога, не заставит долго ждать положительных результатов. Литература 1. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями [Текст]/ Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.-141с. 2. Детский сад и семья: основы успешного взаимодействия / Под. ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. 3. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ [Текст]/ О.В. Солодянкина. – М. 2008.-76с. 4. Я – компетентный родитель. Программа работы с родителями дошкольников / Под. ред. Л.В. Коломийченко. – М. ТЦ Сфера, 2013. 128 с.