Конференции

СЕМЬЯ И ШКОЛА - СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЁРЫ

Безвытная Снежана Александровна,
учитель-логопед,
ГКОУ НАО «Ненецкая СКШИ»,
г. Нарьян - Мар
Спциальная (коррекционная) школа, согласно ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализует Программу сотрудничества с семьёй, которая отражает направленность на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей) обучающегося особого ребёнка и его семьи.
Программа сотрудничества с семьёй обучающихся предполагает реализацию следующих принципов:
·           принцип партнёрств и содружества семьи и школы, закрепляющий статус семьи как равного партнёра предполагающий взаимную ответственность сторон и открывающий ей возможность в различных сферах жизнедеятельности.
·           принцип гуманистической направленности через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка, отношения к нему, как к будущему человеческому интеллектуальному потенциалу государства.
·           принцип культуросообразности, основывающийся на общечеловеческих ценностях, открывающий ребёнку дверь в мировую культуру.
·           принцип взаимовлияния личностей (взрослых и детей), который предлагает сотворчество педагогов – детей – родителей – общества.
·           принцип преемственности и межпоколенных связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского высокого менталитета.
·           принцип системности. Через системный подход к организации жизнедеятельности детей, обеспечить целостность становления личности ребёнка и обеспечить комплексность воспитания.
·           принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно – нравственном становлении, повышение психолого- педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания.
·           принцип научности: поиск нового содержания, форм и методов развития семейного воспитания в направлении наиболее полного формирования и реализации комплекса личностных, общечеловеческих и национальных ценностей каждого участника, как ребёнка, так и педагога.
Критериями социального партнёрства семьи и школы служат:
·           учёт социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей по различным проблемам;
·           взаимодействие с родителями, осуществляемое на позициях сотрудничества и диалога;
·           использование форм работы с семьёй, повышающих активность родителей;
·           выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьёй, передового опыта семейного воспитания.
Программа сотрудничества с семьёй обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ путём организации и проведения различных мероприятий:
1.Психологическая поддержка семей: тренинги, психокоррекционные занятия, встречи родительского клуба, индивидуальные консультации с психологом и другими участниками образовательного процесса;
2.Повышение осведомлённости родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка: индивидуальные консультации родителей со специалистами, тематические семинары;
3.Обеспечение участия семьи в разработке и реализации ИПР, СИПР: договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией, убеждение родителей в необходимости их участия в разработки ИПР, СИПР в интересах ребёнка;
4.Взаимопосещение: посещение родителями уроков/занятий в организации, домашнее визитирование;
5. Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и образовательной организации: договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией, консультирование, посещение родителями уроков/занятий в организации, домашнее визитирование;
6.Организация регулярного обмена информацией о ребёнке, о ходе реализации ИПР, СИПР и результатах её освоения: ведение индивидуальной карты развития обучающегося, информирование электронными средствами, личные встречи, беседы, просмотр и обсуждение видеозаписей с ребёнком, проведение открытых уроков /занятий;
7. Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях: привлечение родителей к планированию мероприятий, анонсы запланированных внеурочных мероприятий, поощрение активных родителей.
Без помощи родителей, глубокой личной заинтересованности, без наличия у них педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст нужного результата. Следовательно, роль учителя и классного руководителя в просвещении родителей, установлении их контакта со школой сейчас особенно велико.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реа­лизации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст бла­гоприятные условия для развития ребенка.
2020-11-23 15:47 Ноябрь 2020