ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Бутенко Ирина Владимировна, педагог-организатор, ПДО, МБОУ ДО «Центр развития творчества», Республика Хакасия, г. Черногорск
“Наша миссия”– оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий”.
В.А. Сухомлинский
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены: в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации; в главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации; в статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации “Об образовании”. В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”. Понятие “воспитание” сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности. Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это, прежде всего работа с родителями (законными представителями). Что же значит работать с родителями? Главная цель в работе педагога с семьей с ОВЗ – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать ее возможности. Рождение ребёнка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. На протяжении 16 лет я работаю в клубе «Радость» для детей с ОВЗ города Черногорска. Главной целью моей работы, является привлечение родителей к воспитательно - образовательной деятельности. Исходя из этого, ежегодно разрабатываю план организации взаимодействия педагога и родителей, детей с целью всестороннего развития личности. Для реализации плана я использовала различные формы работы, направленные на сотрудничество и взаимодействие всех участников педагогического процесса. Работа с родителями ведется систематически с учетом задач и содержания воспитательно – образовательной работы с детьми. Сотрудничество педагога, родителей и детей организовано в различных видах деятельности: культурно-досуговая, консультационно-просветительская, диагностико - аналитическая. Родители постоянно информируются о работе клуба через родительские уголки, папки – передвижки, памятки, буклеты. Происходит переписка, общение с родителями и детьми через электронную почту, приложение Viber, Whats App например, когда ребенок болен и не может посещать клуб. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в клубе, поздравления с праздниками, советы. Пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения. Общение с родителями происходит ежедневно, так как дети с ОВЗ не могут самостоятельно посещать клуб. Согласно плану работы с родителями использую различные формы: консультации, мастер – классы, беседы, персональные выставки детских работ. Работа с родителями в моём объединении ведётся в нескольких направлениях Индивидуальная деятельность: · Диагностико-аналитическая – это анкетирование, оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями, общие интересы в семье. · Посещение семьи, изучение особенности семьи для определения конкретных путей совместного воздействия на ребенка. Это эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Основная цель – познакомиться с ребёнком и его близкими, в привычной для него обстановке. В разговоре с родителями можно узнать много нужной информации, об интересах ребёнка, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных видах деятельности. · Организация индивидуального обучения на дому: проведения занятий на дому. Родители в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода при выполнении домашних заданий. · Консультации, беседы проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребёнке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой - побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Коллективная деятельность: · Родительские собрания · Дни открытых дверей · Возможность присутствия на любом занятии, принимать участие в городских мероприятиях (фестивалях, спартакиадах, концертах) · Культурно-массовые традиционные мероприятия: праздничные, развлекательные программы: «День именинников», «Новогодний карнавал», «Восьмое марта», «День защитников Отечества», чаепития «В кругу друзей». · Вечер вопросов и ответов: с приглашением специалистов отдела социальной защиты. Наглядно-информационная: · Уголки для родителей с различной информацией - знакомство родителей с жизнью клуба, возможность быть в курсе всех текущих дел и событий. · Выставки детских работ по определенной тематике - творческой активности детей через создание ситуации успеха. · Информационные листы (объявления, просьбы о помощи, благодарности, сообщение информации). · Памятки, буклеты для родителей - повышение педагогической компетентности родителей. Ежемесячное проведение совместных культурно-досуговых мероприятий, посещение отчетных программ и конкурсов способствует сплочению семей и детско-родительского коллектива в целом, снятию зажатости детей и психоэмоционального напряжения посредством смены деятельности, повышению творческой активности родителей и детей. Обеспечивается включение родителей и детей, как в событийные формы работы, так и социально – значимые дела. Родители вместе с детьми участвуют в акциях «Сеем, сеем, семена», «Мирные окна», «Поздравь Учителя», «Подарок ветерану», «Мы за здоровый образ жизни» и.т.д. Основные принципы организации работы педагогов клуба с родителями детей с ОВЗ: · Принимать учащихся с ОВЗ «как любых других детей» · Включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи · Вовлекать учащихся в коллективные формы обучения и групповое решение задач · Использовать формы коллективного участия – игры, конкурсы, викторины, эстафеты, концерты и.т.д. Таким образом, работа с родителями реализуется в системе и эффективно, индивидуальные и коллективные формы работы дополняют друг друга. Учитывая индивидуальные особенности детей, нашла взаимопонимание с детьми и их родителями, т.е. обеспечивая систематическое участие родителей в мероприятиях. Общение педагога с родителями, их участие в праздниках, различных мероприятиях, создает большие возможности для укрепления связи между семьей и педагогами. Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.