ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Чертыковцева Татьяна Сергеевна, воспитатель, СП ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» детский сад № 17, с. Кинель-Черкассы В последнее десятилетие у всех возрастных групп детей значительно уменьшился объем непосредственного эмоционального общения с взрослыми и сверстниками. У значительного числа современных детей, наряду с достаточно высоким уровнем умственного развития, обнаруживается задержка в их личностном развитии. Успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности. Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности, как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе. Изменились функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними. Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной и вне учебной деятельности, помогать в её организации, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни ребенка. В силу этого одним из направлений деятельности воспитателя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ребенок. Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое. Познавательное направление. Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Информационно-аналитическое направление. Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Наглядно-информационное направление. Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. Досуговое направление. Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Основные задачи работы: - Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; - Объединить усилия для развития и воспитания детей; - Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки; - Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; - Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Принципы взаимодействия ДОУ с родителями: Доброжелательный стиль общения. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. 2) Преемственность согласованных действий. Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов (по словам В.А. Сухомлинского) заключается в том, «...как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Взаимопонимание семьи и детского сада - этого единого пространства, объективной реальности - состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности. 3) Индивидуальный подход. Индивидуальный подход к каждой семье. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого Сотрудничество, а не наставничество. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Тщательная подготовка к каждому мероприятию. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей: - Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитанию детей; - Учет индивидуальности каждого обучающегося; - Самостоятельный выбор родителями направления в развитии и воспитании ребенка; - Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и занятий; - Возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье; -Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений; - Открытость детского сада для семьи; - Сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей; - Создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и ДОУ; Функции работы ДОУ с семьей: 1) Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ; 2) Психолого-педагогическое просвещение родителей; 3) Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность 4) Помощь отдельным семьям в воспитании детей; 5) Взаимодействие родителей с общественными организациями города; 6) распределение обязанностей и ответственности в работе (родители -воспитатель - методист - медперсонал - заведующая - специалисты). Важные моменты: а) все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены; б) содержание материалов необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет; в) оформление материалов должно быть выполнено так, чтобы привлекать внимание родителей (текст - на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы); г) содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей. Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из - за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит знания, умения, навыки и педагогические достижения воспитателя. Способы повышения авторитета воспитателя: - Торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко дню дошкольного работника или за высокие показатели в работе по итогам года; - Оформить красивое поздравление ко дню рождения педагога; - Организовать благодарственное письмо от родителей выпускников; - Оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений. Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации. Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по - разному. Важно избегать формализма. Чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.