Ильтыбаева Галина Геннадьевна, воспитатель, МАДОУ детский сад №1, г. Белебей В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Изменения в политической жизни страны, человеческий прогресс вносили свои коррективы в выбор приоритетов воспитания. Не радует тот факт, что в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям. Поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (детского сада, города, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота. Важное значение в эффективности воспитания имеет правильный выбор методов и приемов, форм работы с дошкольниками. Считаю одним из перспективных методов - метод проектной деятельности. Проектная деятельность как никакая другая помогает ребенку проявить творческие способности, учит видеть перспективу своей умственной деятельности, планировать свои действия для достижения определенной цели. В то же время работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального окружения, обеспечивается объединение и интеграция разных видов деятельности. Представляю проект «Звезда», цель которого, формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного города, его культурным ценностям, связанными с историей Великой Отечественной войны. Включение в проект «Звезда» информационно-коммуникационной технологии (интерактивная карта города с историческими местами) позволяет проводить работу на современном уровне. Мой город особенный: удивительный ландшафт, сохранившаяся историческая часть города конца 19 — начала 20 века, богатое культурное наследие, а самое, главное, достойные люди. Я уверена, что обращение к историческому и культурному наследию родного города позволит решить многие задачи воспитания патриотов Родины. Знакомство дошкольников с историей родного города является непростой задачей, потому что маленькому ребенку нелегко осознанно представить устройство города, его историю, достопримечательности. Работа должна вестись последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному - город, страна. Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине. В проект вошли 5 наиболее значимых направлений (минипроектов): 1.Музеи 2.Улицы,здания 3.Парки, памятники 4.Герои-земляки 5. Моя семья. Эмблемой проекта является пятиконечная Красная Звезда, лучи которой обозначают направления проекта. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, долгосрочный
Цели проекта: формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного города, его культурным ценностям, связанным с историей Великой Оте5чественной Войны. В проект вошли 5 наиболее значимых направлений деятельности (мини-проектов): 1.Музеи 2. Улицы, здания 3. Парки, памятники 4. Герои-земляки 5. Моя семья.
Эмблемой проекта является пятиконечная Красная Звезда, лучи которой обозначают направления проекта. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, долгосрочный. Цели проекта: формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного города, его культурным ценностям, связанным с историей Великой Отечественной войны. Основные задачи проекта: - подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Отчизну, что люди всегда помнят о Защитниках Отечества и хранят память о них; - оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников гражданско-патриотических чувств; - активизировать творческий потенциал воспитанников и взрослых посредством вовлечения в проектную деятельность Сроки реализации проекта: сентябрь-май Прогнозируемый результат на уровне ребенка: -расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях; -расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений, сформированность системы понятий духовных семейных ценностей; -самовыражение творческих способностей детей; -обогащение знаний детей о музейной культуре; -сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков Прогнозируемый результат на уровне родителей: -сформированность желания сотрудничества с детским садом; -укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций. Прогнозируемый результат на уровне педагогов: -повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников; -творческая самореализация в профессиональной деятельности. Прогнозируемый результат на уровне детского сада: -апробация и внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности; -создание мини музея «Мой город в истории Великой Отечественной войны» для обогащения развивающей среды по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников; -создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника. Описание проекта: 1.Диагностический этап 2.Подготовительный этап 3.Этап проектирования 4.Презентация Диагностический этап: Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с городом, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках. Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны. Методы: беседа, рассматривание фотоматериалов Анкетирование родителей с целью выявления уровня гражданско- патриотического воспитания в семье Подготовительный этап: 1. Провести беседу о Великой Отечественной войне с показом иллюстраций, рисунков с фрагментами сражений, эпизодами, связанными с празднованием Победы. 2. Рассмотреть с детьми выставку иллюстраций, рисунков, открыток, где имеется изображение красной Звезды (солдаты Красной Армии, Кремль, ордена, медали и т.д.). Объяснить, что Красная пятиконечная Звезда возникла в качестве воинской эмблемы, точнее как знак отличия, воинский знак принадлежности к Красной Армии. Обсудить изображение, символизирующее проект. Рассказать, что означает для проекта каждый луч. Выбор темы подпроекта. МУЗЕИ (историко-краеведческий, школьные) Предварительная работа: Просмотр фильмов о музеях (краеведческих, исторических, других); рассматривание книг, иллюстраций, буклетов. Родительское собрание «О воспитательном значении музеев». Привлечение родителей к открытию музейной выставки в группе. Проектная деятельность: -сбор информации о музеях города (школьные музеи, городские) -путешествие по интерактивной карте г.Белебея -посещение школьных музеев, историко-краеведческого музея. Акцент на экспозиции, связанные с историей Великой Отечественной войны. - беседа о том, что запомнили, какая вещь произвела наибольшее впечатление. Записать высказывания детей (обязательно) - рисунки «Мы в музее» - подвести детей к открытию музея в группе. Какие вещи, предметы могут рассказать о военных годах? Сбор экспонатов для музея: фотографии, письма, предметы обихода, вещи. Распределение ролей: оформителей, экскурсоводов. Презентация: Открытие «Музея семейных реликвий». УЛИЦЫ, ЗДАНИЯ Предварительная работа: Знакомство с картой города, беседа с детьми «На какой улице ты живешь?», «Почему так названа улица?» (домашнее задание). Подготовить выставку фотографий исторических зданий города. Проектная деятельность: -Путешествие по интерактивной карте г.Белебея -Познавательная игра «Путешествие Георгиевской ленточки». Отметить на карте георгиевской ленточкой улицы, названные именами героев войны. -Выбор улицы. Экскурсия -исследование улицы: имеются ли исторические здания, связанные с именами героев или событиями войны? Обмен впечатлениями (записать). Сделать снимки исторического здания. Беседа с жителями-старожилами улицы -Обсуждение макета здания: размеры, материал, распределение работы Презентация: 1.Составление альбома «Улица героя». (Содержит фото, рисунки детей, высказывания, материал о герое). 2.Создание макета исторического здания. ПАРКИ, ПАМЯТНИКИ Парки Предварительная работа: -Беседа «Что такое парки», рассматривание фотографий, иллюстраций. Проектная деятельность: Фотовикторина «Найди парки города» Путешествие по интерактивной карте г.Белебея -Экскурсии в парки города. Беседы с детьми: на что обратили внимание, почему парк так назван (высказывания детей записать) -Сбор информации об истории открытия парка (посещение музеев, опрос жителей-старожил города) -Обдумывание проекта парка. Выбор материала. Изготовление макета. Презентация: Творческий продукт — макет парка, посвященного героям войны Памятники Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, книг, буклетов с историческими памятниками Великой Отечественной войны. Беседа «Что изображают памятники?», «Какие памятники видели в нашем городе, где расположены?» Проектная деятельность: -Экскурсии с последующей работой: «Что запомнили?» Высказывания детей, обмен впечатлениями от увиденного (записать) -Путешествие по интерактивной карте г.Белебея -Сбор информации об истории создания памятника (книги, буклеты, исторические справки из музея) -Детские рисунки -Оформление альбома или плаката Презентация: выпуск плаката, альбома «Памятник в моем городе» МОЯ СЕМЬЯ В ИСТОРИИ ПОБЕДЫ Проект с участием родителей Предварительная работа: Знакомство детей с родословной. Практикум для родителей «Как составить родословную». Домашнее задание для родителей: составление родословного древа при участии ребенка и выявление родных, являющихся участниками войны (отметить звездочкой) Проектная деятельность: - «Я расскажу вам о своей семье». Рассказ детей о звездочках на родословном древе. -Встреча с ветеранами войны (прадедушками, прабабушками), родственниками -«Семейные реликвии военной поры» (совместные выступления родителя и ребенка) -Сбор фотоматериалов и оформление выставки «Фото военных времен» -Детско-родительский клуб «Семейные традиции — связь поколений» (распространение положительного семейного опыта гражданско-патриотического воспитания) Презентация: (Детско-родительский клуб) 1.Выставка «Фото военных времен» (обязательно с фотографией ребенка, чтобы показать родство) 2.Семейный альбом «Я горжусь своими предками» ГЕРОИ-ЗЕМЛЯКИ Проектная деятельность: -Посещение музеев, исторических мест. -Путешествие по интерактивной карте г.Белебея -Выбор героя-земляка, о котором хотели бы узнать ближе. -Встречи с ветеранами, родственниками героев войны. -Знакомство с рубриками городских СМИ, посвященных Великой Отечественной войне -Акция «Ветеран живет рядом» по оказанию помощи ветеранам войны и тыла (совместно с родителями) Презентация: 1. Выпуск альбома «Наш земляк» 2. Составление «Письма ветеранам войны» ИТОГ ПРОЕКТА Открытие в дошкольном учреждении музея «Мой город в истории Великой Отечественной Войны. Заключение Реализация проекта «Звезда» возможна как одной группой в течение года либо в рамках детского сада в более короткие сроки, в этом случае группы выбирают направление «Звезды» и реализуют мини-проект. Интерактивная карта должна способствовать повышению интереса дошкольников к истории города, а педагогам поможет более глубоко изучить исторические места родного города. Данные проекты реализуются во взаимодействии со взрослыми, социумом. Особая роль отводится родителям: их задача воспитывать уважение к историческому прошлому города, к его горожанам, историческим памятникам.