Конференции

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Савинова Елена Александровна,
учитель-логопед,
Юмашева Елена Вячеславовна,
учитель-логопед,
МБУ детский сад № 45 «Яблонька»
г. о. Тольятти
У дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно сформирована фразовая речь, поэтапная коррекционно-логопедическая работа с использованием графических моделей будет способствовать наиболее успешному ее формированию у детей данной категории.
Одной из основных целей данной работы является определение направлений и приемов работы по формированию фразовой речи у дошкольников с ОНР.
Мы изучили программы, методические разработки и рекомендации разных авторов в данном направлении (Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, В.П. Глухов, Кузьмина, Рождественская и др.). Систематизировав данный материал, определили направления и приемы работы с детьми по формированию фразовой речи.
В нашей коррекционно-логопедической работе мы опираемся на общедидактические и специфические принципы.
Общедидактические принципы: научность, доступность, систематичность и последовательность, прочность.
Специфические принципы:
·           Систематичность и последовательность
·           Принцип развития
·           Онтогенетический принцип
·           Деятельностный принцип
·           Принцип доступности
·           Принцип индивидуального подхода
Этапы коррекционно-логопедической работы по формированию фразовой речи у дошкольников с ОНР:
I этап
Двусоставные простые предложения и с прямым дополнением в В.п.:
а) субъект + предикат с использованием местоимений (Я иду. Он сидит).
б) Предикат + объект – прямое дополнение (Дай кубик. Можно игрушку?). В качестве прямого дополнения сначала используются слова, форма винительного падежа которых совпадает с формой именительного падежа.
в) субъект + предикат + объект: подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (Девочка рисует дом).
II этап
Распространённые предложения из трёх-четырёх слов:
а) Субъект + предикат + объект + объект: подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение (Девочка рисует дом карандашом).
б) Субъект + предикат + локатив: подлежащее + сказуемое + обстоятельство места (Дети играют в саду).
Рекомендуются следующие виды занятий с использованием графических схем:
1. Подбор предложений по данной графической модели.
2. Самостоятельное придумывание предложений по данной графической модели.
3. Составление обобщенного представления значений предложений, соответствующих одной графической модели.
в) субъект + предикат + объект + локатив: подлежащее + сказуемое + дополнение + обстоятельство места (Девочка рвёт цветы в саду).
г) субъект + предикат + объект + атрибутив: подлежащее + сказуемое + определение + дополнение (Бабушка подарила красивую куклу).
III этап
Сложные предложения.
а) Сложносочиненные конструкции из двух симметричных частей, где вторая часть дублирует первую (Заяц любит морковку, а белка любит орехи).
В результате такой поэтапной работы дети с ОНР начинают сознательно использовать в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений. То есть, овладевают основами связной речи.
Список литературы:
1.         Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
2.         Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология – 1990. – № 4. – С. 40-46.
3.         Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология – 1994. – № 4.
4.         Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Дефектология – 1990. – № 6.
5.         Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001.
6.         Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
7.         Чаладзе Е.А. Коррекционная работа по формированию навыков текстообразования у детей дошкольного возраста с экспрессивной алалией // Логопед в детском саду – 2004. - № 3. – С. 55-65.
2020-12-21 10:04 Декабрь 2020