КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Савинова Елена Александровна, учитель-логопед, Юмашева Елена Вячеславовна, учитель-логопед, МБУ детский сад № 45 «Яблонька» г. о. Тольятти У дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно сформирована фразовая речь, поэтапная коррекционно-логопедическая работа с использованием графических моделей будет способствовать наиболее успешному ее формированию у детей данной категории. Одной из основных целей данной работы является определение направлений и приемов работы по формированию фразовой речи у дошкольников с ОНР. Мы изучили программы, методические разработки и рекомендации разных авторов в данном направлении (Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, В.П. Глухов, Кузьмина, Рождественская и др.). Систематизировав данный материал, определили направления и приемы работы с детьми по формированию фразовой речи. В нашей коррекционно-логопедической работе мы опираемся на общедидактические и специфические принципы. Общедидактические принципы: научность, доступность, систематичность и последовательность, прочность. Специфические принципы: · Систематичность и последовательность · Принцип развития · Онтогенетический принцип · Деятельностный принцип · Принцип доступности · Принцип индивидуального подхода Этапы коррекционно-логопедической работы по формированию фразовой речи у дошкольников с ОНР: I этап Двусоставные простые предложения и с прямым дополнением в В.п.: а) субъект + предикат с использованием местоимений (Я иду. Он сидит). б) Предикат + объект – прямое дополнение (Дай кубик. Можно игрушку?). В качестве прямого дополнения сначала используются слова, форма винительного падежа которых совпадает с формой именительного падежа. в) субъект + предикат + объект: подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (Девочка рисует дом). II этап Распространённые предложения из трёх-четырёх слов: а) Субъект + предикат + объект + объект: подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение (Девочка рисует дом карандашом). б) Субъект + предикат + локатив: подлежащее + сказуемое + обстоятельство места (Дети играют в саду). Рекомендуются следующие виды занятий с использованием графических схем: 1. Подбор предложений по данной графической модели. 2. Самостоятельное придумывание предложений по данной графической модели. 3. Составление обобщенного представления значений предложений, соответствующих одной графической модели. в) субъект + предикат + объект + локатив: подлежащее + сказуемое + дополнение + обстоятельство места (Девочка рвёт цветы в саду). г) субъект + предикат + объект + атрибутив: подлежащее + сказуемое + определение + дополнение (Бабушка подарила красивую куклу). III этап Сложные предложения. а) Сложносочиненные конструкции из двух симметричных частей, где вторая часть дублирует первую (Заяц любит морковку, а белка любит орехи). В результате такой поэтапной работы дети с ОНР начинают сознательно использовать в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений. То есть, овладевают основами связной речи. Список литературы: 1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с. 2. Воробьева В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология – 1990. – № 4. – С. 40-46. 3. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология – 1994. – № 4. 4. Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Дефектология – 1990. – № 6. 5. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. 6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с. 7. Чаладзе Е.А. Коррекционная работа по формированию навыков текстообразования у детей дошкольного возраста с экспрессивной алалией // Логопед в детском саду – 2004. - № 3. – С. 55-65.