Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ПАРТНЕРСТВА. ПРОЕКТ «ФИЗКУЛЬТУРА В РАДОСТЬ»

Сидоренко Светлана Борисовна,
Сидоренко Наталья Юрьевна,
воспитатели,
ГБДОУ детский сад № 71
Приморского района г. Санкт-Петербурга,
г. Санкт-Петербург
Н.Ш.Хусяинова, руководитель педагогической практики ДОУ
педагог «ГБПОУ Педагогический колледж№ 4 Санкт-Петербурга»
Л.А.Гутникова,инструктор физвоспитания ГБДОУ д/сад № 71

Введение
Актуальность представляемого опыта социального партнерства состоит в поиске эффективных способов решения проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через поиск эффективных форм, использование инновационных оздоровительных технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Ведущей педагогической идеей опыта является повышение эффективности оздоровительной деятельности, использование технологий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка. Использование игровых форм оздоровления в рамках поиска наиболее эффективных способов взаимодействия с дошкольниками через игру и игровые упражнения, введения в практику творческого подхода для создания ежедневного процесса «Физкультура в радость».
Использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей, способствуют также коррекции и восстановлении детей с ОВЗ. Этот опыт основан на повышении интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во все виды деятельности.
В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».
Чтобы сделать физкультурную деятельность радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника, нами создавались условия для формирования у детей интереса и ценностного отношения к деятельности физической культуры, гармоничного физического развития.
Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы нашего ДОУ.
Надеемся, что занятия физкультурой с использованием наших методических разработок, укрепят здоровье и доставят радость вам и вашим детям.
Проблемное поле.
Проект имеет физкультурно-оздоровительную направленность и способствует развитию двигательных и творческих способностей, оздоровлению детей через использование разнообразных средств, методов, приемов, форм работы.
Проблемой развития двигательных способностей ребенка занимались многие известные ученые и педагоги, такие, как М.А.Кистяковская, Е.Н.Вавилова, Н.А.Ноткина, В.М.Зациорский, Э.Й.Адашкявичене и другие, они считали, что необходимо развивать у дошкольников двигательные способности и навыки, заложенные природой. Рост и развитие происходят тем интенсивней, чем моложе ребенок.[3, с 24].
Проблемой развития ребёнка через игровую творческую деятельность ребенка занимались многие известные ученые и педагоги, такие, как А.В.Запорожец, Б.В.Астафьев, А.В.Кенеман, З.Фрейд, Т.Г.Казакова, В.Глоцер, Б.Джеферсон и другие, они считали, что необходимо развивать у дошкольников различные навыки, через движения, заложенные природой.
Э.Жак-Далькроз был убежден, что обучать необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой. Проектная деятельность опирается на субъектность ребенка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности. [1, с 7].
Интегральный подход к физической подготовленности позволяет преподавателям физического воспитания, организаторам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы вести индивидуальный подход к воспитанникам общеобразовательных учреждений с учетом возрастных физиологических и педагогических особенностей к предпосылкам их физического воспитания. [2,с 6].
Планирование проекта. Паспорт проекта.
Тип проекта: информационно- творческий
Вид проекта: долгосрочный
Обоснование актуальности проекта:
В наше время физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками остается первоочередным направлением оздоровления подрастающего поколения, является одной из актуальных проблем воспитания дошкольника, поскольку помогает детям выработать навыки, способствует самоутверждению и самореализации в социуме. Уже в раннем возрасте дети «выбирают» и «примеряют» на себя роли взрослых. Играя, они проявляют свои индивидуальные способности. Участие в проекте организует детей, дает возможность получить конкретные навыки физического воспитания, быть дисциплинированным, доводить начатое до конца. Воспитывая у детей любовь и уважение к спорту, реализуется идея патриотического воспитания.
Работа над проектом помогает наиболее полно и комплексно реализовывать задачи личностно-ориентированного подхода к детям в образовательном процессе учреждения, в основном и дополнительном образовании.
Инновационность проекта.
Работа по проекту дает возможность развивать двигательные и творческие способности ребенка, развивать его потенциал, уверенность в себе. Приобретаются такие качества, как выдержка, внимательность, умение владеть своим телом, ребенку дается возможность почувствовать радость от движения, движения под музыку.
Цель проекта:
Оздоровление детей и развитие двигательных способностей через выявление возможностей применения и использования игрового метода с использованием творческого подхода в разных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Задачи:
1.Продуктивное профессиональное педагогическое взаимодействие педагогов, студентов, работодателей с целью повышения качества образования в условиях реализации ФГОС.
2.Привлечение работодателей, социальных партнеров к организации и проведению мастер-классов и открытых мероприятий с участием молодых специалистов-выпускников колледжа.
3.Презентация инновационного опыта и передовых практик профессиональной деятельности преподавателей, студентов и педагогов на основе современных подходов в образовании, стимулировать проектную деятельность в образовательном пространстве.
4.Знакомство с системой организации физкультурно-оздоровительной работы на базе практики ГБДОУ д/сад № 71 Приморского района (с привлечение творческих и инновационных практических методов, используемых педагогами по проведению педагогической практики).
5.Овладение навыками и методикой проведения занятий, физическими упражнениями с оздоровительной направленностью;
6.Организация и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, способствующих получению позитивного опыта решения поставленных задач.
7.Поддерживать инициативы обучающихся, преподавателей, воспитателей, студентов; развивать сетевое партнерство.
8. Формирование у будущих специалистов профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, обеспечивая тем самым подготовку специалиста в области оздоровительной физической культуры, имеющего знания, умения и навыки во всех аспектах физкультурно-оздоровительной деятельности.
Участники:
- Администрация и педагогические работники «ГБДОУ 71 Приморского района».
- Преподаватели «Педагогического колледжа №4 СПб», студенты «ПК №4 СПб» отделения «Педагогика дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности», родители, дети.
Предполагаемый результат:
1.Укрепление здоровья. Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной деятельности.
2.Совершенствование двигательных навыков и двигательных способностей.
3.Потребность в ежедневной двигательной активности «Физкультура в радость».
4.Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей старшего дошкольного возраста.
5.Переход к развернутым и сложным спортивным комплексам, композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в движении (исполнительского и композиционного).
6.Раскроется индивидуальность каждого ребенка, проявится его одаренность
7.Дети с желанием будут заниматься физкультурой, физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Педагоги и родители смогут осуществлять работу в данном направлении, помогая детям.
Механизм реализации проекта:
1. Анализ до проектной деятельности; изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по данному направлению;
2.Подбор музыкального сопровождения;
3.Подготовка программно-методических условий;
4.Отбор необходимых средств и форм для развития физических навыков через применение методических приемов с использованием творческих инновационных подходов;
5.Пополнениеи оснащение развивающей среды; организационная работа; работа с педагогами ДОУ; работа с родителями;
6.Мониторинг управления качеством реализации проекта.
Инновационность проекта:
Работа по проекту дает возможность развивать двигательные и физические способности ребенка в ситуации «радости», его потенциал, уверенность в себе. Приобретаются такие качества, как выдержка, внимательность, умение владеть своим телом, ребенку дается возможность почувствовать радость от спортивного движения, в том числе и под музыку.
Ресурсное обеспечение реализации проекта.
Техническое обеспечение: компьютер, принтер, фотоаппарат, телевизор, аудио и видеотехника
Методические пособия: музыкальный материал, физкультурное оборудование и материалы, картотеки, презентации, учебно-методическая литература
Медиатека: мультимедийные презентации, фонограммы, смартфоны
Оборудование: различные предметы для танцевального творчества (цветные платки, ленты, кольца, шарики, деревянные ложки, султанчики, мячики, палки, флажки, и др.), костюмы для выступлений и др.
План проекта
✔     1 этап. Организационно-подготовительный (сентябрь-ноябрь)
✔     2 этап. Основной (декабрь- январь)
✔     3 Этап. Заключительный (февраль- март).

Методическая работа

Содержание деятельности

Продукт деятельности

Предполагаемый

результат

1 этап – подготовительный

Подбор методической литературы по данной теме; формулировка цели, задач, конечного продукта проекта:

Изучение нормативной базы по данному направлению

-Теоретическое осмысление проекта

- Анализ условий ДОУ

- Составление диагностических карт, подбор диагностического инструментария, анкет для родителей, диагностика

-тематическое планирование работы

-разработка системы развития двигательных и творческих способностей детей через музыкально-ритмическую и двигательную деятельность

-Пополнение медиотеки, библиотеки методической литературы

- Подбор музыкального репертуара

Подготовка нормативной документации и плана деятельности по внедрению инновационного проекта.

Диагностические карты

Анкеты, анализ анкет

Перспективно-тематический план.

Модель взаимодействия педагогов.

Обогащение среды в группе: изготовление костюмов, атрибутов

Приобретение иллюстраций,

видеоматериалов, дисков с музыкой.

Библиотека, медиотеки для родителей и педагогов.

Мультимедийные презентации

Проявление двигательных способностей самостоятельности

и творческой инициативы у детей старшего дошкольного возраста.

Накопление методического материала для педагогов по данному направлению.

Умение организовать эффективное взаимодействие с родителями и детьми.


2 этап – содержательный (реализация проекта)

Подбор и проведение дидактических игр; разработка конспектов занятий; практическая помощь в решении задач.

1.  Проведение физической деятельности (НОД) в зале и на спортивной площадке с элементами психогимнастики;

- досуговая деятельность и развлечения,

дозированная ходьба; оздоровительный бег;

- физкультминутки;

- утренняя гимнастика;

- индивидуальная работа с детьми;

- различные виды деятельности с использованием творческих заданий, мультимедиа, игровые задания;

- работа по формированию у детей двигательных и танцевальных действий с использованием творческих заданий.

-консультации, семинары

- план работы к

- конспекты

- сценарии

- мультимедийные презентации:

Конспекты консультаций, выступлений;

Буклеты, стенгазеты, тематические выставки, фотовыставки и др.;


Проявление двигательных способностей самостоятельности и творческой инициативы у детей старшего дошкольного возраста.

Накопление методического материала для педагогов по данному направлению.

Умение организовать эффективное взаимодействие с родителями и детьми.


3 этап – продуктивный, подведение итогов

1.  Подведение итогов и анализ результатов работы: итоговая диагностика, анкетирование родителей и педагогов.

2.  Доработка и систематизация методов, рекомендаций по данной проблеме

3.  Обобщение опыта работы опыта на педагогическом совете ДОУ.

4.  Определение перспектив.

Диагностический отчёт (справка, диаграммы)

Выпуск методических брошюр.

Информационный банк данных.

Видеозаписи.

Презентация

Выставка игрового, демонстрационного материала по теме.

Переход к развернутым и сложным движениям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в физкультурно- оздоровительной работе (исполнительского и композиционного).


Продукт проекта
Методические разработки комплексов физических упражнений и НОД в игровой сюжетной форме (Приложение), аналитический отчёт (справка, диаграммы), выпуск методических рекомендаций, информационный бюллетень, видеозаписи, презентация, выставка игрового, демонстрационного материала по теме.

Заключение
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность. Все вместе решать такие проблемы:
1.Как повысить интерес родителей, воспитателей к воспитанию здорового ребенка
2.Какие формы работы использовать для повышения активности родителей и педагогов в физическом развитии детей.
3.Как влияет окружающая среда на широкое использование игровых приёмов создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.
Выводы:
Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность в игровой форме значительно легче, результативнее. Организация самого процесса деятельности через позитивную мотивацию в игровой форме значительно облегчает и совершенствует сам процесс развития физических навыков и умений дошкольников, позволяет обогатить опыт детей и педагогов с позиции позитивного подкрепления, созданию атмосферы «радости», успеха, достижения целей и задач оздоровления, как возможности осуществления «физкультуры в радость».
Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью, воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры первоочередная задача работы с детьми. Возможность развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях через игру с применением опыта «позитивного опыта и отношения к деятельности» - есть мотивация к стремлению обучения и приобретения новых видов практического использования фундаментальных знаний о физическом воспитании.
Рекомендации к практическому использованию продукта проекта описывают возможные направления дальнейшего усовершенствования разработанного продукта или модели и т.д.
Итоги:
Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были решены. Овладение навыками и методикой проведения занятий, физическими упражнениями с оздоровительной направленностью, способствующих получению позитивного опыта решения поставленных задач.
В реализации опыта, целью физического образования выступает формирование физической культуры личности, определяемой как единство ценностных ориентации, потребностно-мотивационной сферы, базовых и специальных знаний о грамотном использовании физических упражнений в условиях оздоровительной и спортивной деятельности, в жизнедеятельности в целом. В процессе физического образования осуществляется воздействие не только на двигательные способности человека, но и на его чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование социально-психологических проявлений.
Основная целевая установка физического образования обеспечивается единством и преемственностью содержания, определяется конкретными критериями эффективности физического процесса. Данная индивидуальная практическая деятельность содержит в себе реализацию двигательных возможностей и качеств, а также совокупность умений и навыков. Таким образом, практическую целесообразность «физкультуры в радость» необходимо рассматривать в контексте физической активности, которая характеризуется конкретными качественными и количественными показателями личности, творческой реализации педагогического работника.
Рекомендации.
В предлагаемых методических разработках представлены комплексы физических упражнений и занятий в игровой сюжетной форме. Содержание данного материала может быть использовано для индивидуальной и фронтальной работы с детьми 3-7 лет воспитателями, инструкторами по физической культуре и родителями.
Подбор упражнений осуществлен с учетом возраста и развития ребенка. Представленный материал, позволяет совершенствовать у ребенка умения и навыки выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений (ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья; развивать физические качества (ловкость, силу, быстроту); тренировать вестибулярный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную системы. Упражнения проводятся в игровой, занимательной форме, дети превращаются в различных сказочных персонажей, моряков, космонавтов, героев мультфильмов, цирковых артистов. Все это развивает воображение и творчество, сообразительность, что усиливает оздоровительный эффект от занятий физкультурой.
Вниманию педагогов и родителей предлагаются комплексы для утренней и бодрящей гимнастики после сна: «Магазин игрушек» (4-5 лет), «Сладкая страна», «Трансформеры», «Морское царство» (5-6 лет), «Путешествие в Простоквашино» (5-7 лет), а также физкультурные сюжетные игровые занятия «В гости к дедушке» (2-4 года), «Веселый зоопарк» (5-6 лет), «Путешествие по Санкт-Петербургу» (6-7 лет) и другие. (Приложение. Методическая разработка конспектов https://pedsovet.org/articles/article/listOwned/tab/notPublished)
Список литературы
1.         Веракса Н. Е., Веракса А. Н.Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 64 с.
2.         Филиппова С.О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: М.: Академия. – 2013.
3.         Концепция физического образования детей и подростков// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2003, №1. –С. 5-10.
2020-12-21 09:32 Декабрь 2020